| |||||||||||||||||||||||||
· 'Сообщаю, что комсомольская организация лесопункта срочно выступает на фронт. Одному поручается сдать дела и догнать её. Просим считать нашу организацию находящейся на фронте'. Записка в Сортавальский РК ЛКСМ Карело-Финской ССР, 1941 г. · 'Слушали: сообщение секретаря первичной организации тов. Ивахно о создавшемся положении в связи с остановкой мотора. Постановили: если катер прибьёт в расположение врага, биться до последнего снаряда, патрона, гранаты. Если катер прибьёт к берегу в ночное время, снять с катера оружие, сойти на берег и действовать, как партизанский отряд'. Из протокола открытого комсомольского собрания первичной организации СКА-044, 1942 г. · 'Мы, девушки-комсомолки, живущие в глубоком тылу, хотим помочь детям, у которых кровавый фашизм отнял отцов и матерей. До конца войны мы будем ежемесячно посылать на текущий счёт N8 160180 по 80 рублей каждая. От имени комсомолок Полтавской МТС Омской области Тамара Малина'. ВЛКСМ 50
Звуковая страница 7 - Новые песни. Прощание с Братском (А.Пахмутова - Н.Добронравов) А.Ведищева, Ю.Пузырёв; Наша судьба (А.Пахмутова - Н.Добронравов) М.Магомаев. | Главное, ребята: Рассказывает композитор Александра ПАХМУТОВА Сейчас модно говорить о социологии, поэтому я прошу заранее меня извинить за то, что не буду исключением. Преодолев все страхи, говорю: песня - тоже социологический срез общества. Песня отражает дух времени, она может свидетельствовать об умонастроении больших социальных групп. Идти по следам песни - значит идти по следам человеческих судеб. Я помню целинные годы. Сейчас о них говорят языком школьных учебников. Целина стала историей. Но ведь они были, были: смеялись и пели охрипшими голосами ребята и девчата-целинники; клетчатые ковбойки штурмовали поезда, уходящие на восток, туда, где их ждала степь. Они приезжали, романтики и поэты, и видели: степь действительно голая, действительно необжитая. Ветер продувал паруса палаток. И кое-кто складывал пожитки и покупал обратный билет. Но в тот же вечер свирепые, срывающиеся голоса 'отпевали' предателей песней, от которой щипало в глазах. И бренчала гитара, ставшая теперь притчей во языцех. А в те годы как она помогала ребятам и на целине, и в Братске, и в Тайшете! Наше время полно раздумий. Мальчишки, отпустившие первые бороды, сшибаются лбами, отстаивая своё право провозглашать истины (часто уже открытые). И, отговорив и отспорив, бегут в лаборатории, с красными от бессонницы глазами сидят над учебниками в дни сессии и, когда бьёт звонкий гонг лета, надевают вылинявшие ковбойки и овеянные славой рюкзаки, ворочают кирпичи, строят, малярничают, вспарывают и рыхлят землю. Какие песни увозят они с собой? Какие ритмы отстукивают колёса поезда, увозящего химиков, филологов, медиков? Часто мне не удаётся уловить: всерьёз или не всерьёз подхватывается пустая песня и становится 'шлягером'? Может быть, это происходит потому, что в эфире она звучит с утра до вечера? Очень опасен этот песенный вал, когда с утра на тебя наваливаются щебечущие голоса, сетующие на то, что не в кого влюбиться, или вопрошающие: где ты, кенгуру?.. Помогает ли наша песня молодёжи думать? Вот что заботит меня сейчас. Боюсь показаться угрюмой, но я против бездумного хихиканья в песне, с одной стороны, и против прямолинейного определения серьёзной песни, как железобетонной, - с другой. Принято считать: если песня о революции - это песня серьёзная. О любви и весне - песня лёгкого жанра. Ведь это неправильно. Всё зависит от того, как человек относится к революции, как он относится к весне и любви. Я хотела бы, чтобы мои песни жили в 'Орлёнке' на берегу Чёрного моря, в тех пионерских и комсомольских лагерях, откуда потом разлетаются они по всей стране, там, где случилось однажды ЧП. Не помню точно, в чём была вина ребят. Кажется, виновные обидели товарища. На общем собрании лагеря парни отпирались, мямлили. Наконец признались. Было сказано много убедительных и неубедительных слов. Все устали. Виновные сидели с безразличными лицами, у всех было тягостное ощущение, что собрались ... |