Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

Андрей ВОЗНЕСЕНСКИЙ

МОНОЛОГИ ГОРОДА

'Музыка прежде всего',- говорит композитор, вступающий в союз с литературой, театром, кино. Быть может, поэтому 'Война и мир' В.Маяковского перемежается нотным станом. Поэт И.Сельвинский графическими знаками пытался перевести стих печатаемый в слушаемый. И.Северянин просто пел свои стихи...

В данном смысле союз поэзии и музыки не перевод одного жанра в другой. Нет! Рождается новое произведение, поводом для которого послужил эмоциональный толчок, вызванный прочтением стихотворения. Мне трудно, например, читать теперь строки: 'Куда, куда вы удалились...' - настолько неотвязно звучит мелодия.

В поэзии есть поэты ритмисты и мелодисты.

Стихи Есенина, Блока ложатся на музыку. Но попробуйте представить себе мелодично Маяковского, Пастернака, Мартынова.

Романс в моём представлении - поэзия горизонтов, полей, усадеб. Музыка остро ритмическая - это нервный строй современного города. Композитор Таривердиев идёт от второго, его поэтические взлёты дерзостны. Попробуйте превратить Маяковского в мелодию! Таривердиев попробовал. И победил. И в кино у него эскапады звуков. Это нерв, сбивающий монолог нашего современника, его музыкальный почерк - сын кинематографа и метрополитена, нервный горизонт города изорван, как кардиограмма, как ритмы его сердца.

Микаэл Таривердиев в музыке строен и грациозен, как наездник, я не могу описать его музыки, я не могу пересказывать. Слушайте сами.

 =====================================================================================

Лев ОЗЕРОВ

ГРОЗА С ВЕСЁЛЫМИ ГЛАЗАМИ

На рабочем столе Владимира Луговского стояла подаренная ему маленькая греческая амфора. Он любил, высыпав на ладонь несколько песчинок, внимательно смотреть на них. Песчинки, побывавшие в руках греческого гончара... Нынешний двадцатый век, его середина... И между ними - ветер времени... Как любил он петь об этом ветре, 'обутом в солдатские гетры, о ветре, идущем дорогой войны, о войнах, которым стихи не нужны...'!

Пески Туркмении, склоны Закарпатья, Каспий, недра исторических архивов, пестрота восточных рынков, выставки художников, старинное оружие, споры учёных - всё живо интересовало Луговского; его ноздри жадно раздувались в предчувствии новизны, неожиданной вести, чуда...

Мне нравился его широкий душевный жест. Открытый и нерасчётливый. Мне нравилась его неприязнь ко всяческому сектантству. К так называемому 'узкому кругу', 'своей компании', 'друзьям-собутыльникам', 'братьям-сотрапезникам'.

Его интересовала поэзия, поэзия и только поэзия.

От первых юношеских стихов до последней незавершённой книги 'Синяя весна' Луговской стремительно двигался вместе со временем, его глашатай и его певец. По стихам Луговского прочитывается его жизнь, жизнь России, мира в самые драматические десятилетия века. Мускульная и интеллектуальная энергия его стиха передаётся сейчас молодому читателю, любящему своего поэта.

Ни на кого, только на себя и на свою поэзию похожий человек, вечный юноша, порывистый, как его ветер, идёт Владимир Луговской по жизни.

 

Звуковая страница 9 - Микаэл Таривердиев. Из вокального цикла на стихи Маяковского. Песни из кинофильма 'До завтра' и из спектакля 'Назначение'.

Звуковая страница 11 - Владимир Луговской. 'Что я хочу от жизни'.

На главную страницу