|
|
Андрей ВОЗНЕСЕНСКИЙ
МОНОЛОГИ ГОРОДА
'Музыка прежде всего',- говорит
композитор, вступающий в союз с литературой, театром, кино. Быть может,
поэтому 'Война и мир' В.Маяковского перемежается нотным станом. Поэт
И.Сельвинский графическими знаками пытался перевести стих печатаемый в
слушаемый. И.Северянин просто пел свои стихи...
В данном смысле союз поэзии и музыки
не перевод одного жанра в другой. Нет! Рождается новое произведение,
поводом для которого послужил эмоциональный толчок, вызванный прочтением
стихотворения. Мне трудно, например, читать теперь строки: 'Куда, куда
вы удалились...' - настолько неотвязно звучит мелодия.
В поэзии есть поэты ритмисты и
мелодисты.
Стихи Есенина, Блока ложатся на
музыку. Но попробуйте представить себе мелодично Маяковского,
Пастернака, Мартынова.
Романс в моём представлении - поэзия
горизонтов, полей, усадеб. Музыка остро ритмическая - это нервный строй
современного города. Композитор Таривердиев идёт от второго, его
поэтические взлёты дерзостны. Попробуйте превратить Маяковского в
мелодию! Таривердиев попробовал. И победил. И в кино у него эскапады
звуков. Это нерв, сбивающий монолог нашего современника, его музыкальный
почерк - сын кинематографа и метрополитена, нервный горизонт города
изорван, как кардиограмма, как ритмы его сердца.
Микаэл Таривердиев в музыке строен и
грациозен, как наездник, я не могу описать его музыки, я не могу
пересказывать. Слушайте сами.
Лев ОЗЕРОВ
ГРОЗА С ВЕСЁЛЫМИ ГЛАЗАМИ
На рабочем столе Владимира Луговского
стояла подаренная ему маленькая греческая амфора. Он любил, высыпав на
ладонь несколько песчинок, внимательно смотреть на них. Песчинки,
побывавшие в руках греческого гончара... Нынешний двадцатый век, его
середина... И между ними - ветер времени... Как любил он петь об этом
ветре, 'обутом в солдатские гетры, о ветре, идущем дорогой войны, о
войнах, которым стихи не нужны...'!
Пески Туркмении, склоны Закарпатья,
Каспий, недра исторических архивов, пестрота восточных рынков, выставки
художников, старинное оружие, споры учёных - всё живо интересовало
Луговского; его ноздри жадно раздувались в предчувствии новизны,
неожиданной вести, чуда...
Мне нравился его широкий душевный
жест. Открытый и нерасчётливый. Мне нравилась его неприязнь ко
всяческому сектантству. К так называемому 'узкому кругу', 'своей
компании', 'друзьям-собутыльникам', 'братьям-сотрапезникам'.
Его интересовала поэзия, поэзия и
только поэзия.
От первых юношеских стихов до
последней незавершённой книги 'Синяя весна' Луговской стремительно
двигался вместе со временем, его глашатай и его певец. По стихам
Луговского прочитывается его жизнь, жизнь России, мира в самые
драматические десятилетия века. Мускульная и интеллектуальная энергия
его стиха передаётся сейчас молодому читателю, любящему своего поэта.
Ни на кого, только на себя и на свою
поэзию похожий человек, вечный юноша, порывистый, как его ветер, идёт
Владимир Луговской по жизни. |
Звуковая страница 9 - Микаэл Таривердиев. Из вокального цикла на стихи Маяковского. Песни из кинофильма 'До завтра' и из спектакля 'Назначение'.
Звуковая страница 11 - Владимир Луговской. 'Что я хочу от жизни'.