Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

К радости!

Караян репетирует Бетховена...

Это похоже на путешествие по строительным лесам величественного здания. Сетка сплетённого дерева ещё скрывает его рисунок, но контуры уже кое-где прочерчиваются, разрозненные элементы соединяются в мощные линии бетховенской архитектуры. Идёт репетиция Берлинского симфонического оркестра, с которым Герберт фон Караян работает над Девятой симфонией. Бывает, что кто-то из каменщиков-музыкантов ошибается, и тогда до него доносится гневная и язвительная реплика Караяна: 'Чётче акценты! Это фальшь... Здесь крещендо только начинается, а пока всё идёт пиано... Между прочим, так у нас случается каждый раз... Клянусь вам, быки играли бы точнее'...

Резко? Да. Но ведь это важное дело, это создаётся музыка...

Если здание может быть построено единожды, а затем лишь переделано, то музыкальное произведение возводится каждый раз наново. И каждый раз рождается новый Бетховен.

Некоторые критики считают, что интерпретация бетховенских сочинений не составляет сильной стороны творчества австрийского дирижёра, что Малер и Сибелиус ему удаются лучше. Но Девятая симфония с хорами на оду Шиллера 'К радости' - исключение.

Вот знаменитая интродукция-речитатив - инструментальное преддверие финального хора. В первоначальных эскизах Бетховена в этом речитативе были слова. Потом композитор отказался от них и оставил оркестр в одиночестве. Почему он так поступил? В поисках ответа Ромен Роллан обратился к шекспировскому примеру: в 'Гамлете', как известно, актёры, представляющие сцену убийства, безмолвны; немая пантомима предваряет дальнейшее действие. Роллан делает вывод: в последней симфонии Бетховена содержится театральное зерно, вся она - грандиозное представление. Вероятно, поэтому 'Девятая' не идёт вразрез с особенностью таланта Караяна-художника, тяготеющего к музыкальному театру.

Караян сказал, что работать над итальянской оперой он учился у Тосканини, который знал лучше, чем кто-либо другой, как следует исполнять музыку его родины. Точно так же, открывая бетховенские страницы, полезно прислушаться к тому, как их исследует и толкует Герберт фон Караян.

А.ГАЛЬПЕРИН

 

Звуковая страница 8 - Герберт Караян на репетиции Девятой симфонии Бетховена.

На главную страницу