|
НАШ КОСМИЧЕСКИЙ СТИЛЬ ОБЩИЙ ТОН Самый неэмоциональный человек на космодроме - ракетчик. Опыт показал, что внешняя бесстрастность, спокойствие и даже какое-то оцепенение, как ни странно, помогают нормальной работе и, наоборот, беготня, выкрики, суета - мешают. Надо внушать своим поведением, что твоя система работает в космосе нормально. Сложился своеобразный стиль: если случилось что-то неприятное, не бледней, не красней, не зеленей, не поднимай панику, а подойди к своему начальнику и по возможности спокойным голосом изложи предложения. Вопрос обсуждается и, если он мелкий, решается на месте, или же решение докладывается оперативной группе, руководящей полётом, Государственной комиссии и претворяется в жизнь. Другое дело - внутренние эмоции... Когда корабль пролетает над пунктом, где мы находимся, люди собираются, слушают сообщения космонавтов, смотрят их в телевизор, волнуются, обсуждают. Помню, когда Беляев попросил разрешить ему ручную посадку корабля, все внешне казались спокойными. Нужные люди были вызваны к Главному конструктору для разговора с экипажем и выработки необходимых указаний. И опять никто не выразил волнения, если не считать того, что все сразу закурили. Надо сказать, сам Беляев был очень горд, что ему впервые доверили посадить корабль вручную.
ЧЕЛОВЕК и АВТОМАТЫ Первые лётчики поднимались в воздух на очень лёгких, наивно сделанных аппаратах, и безопасность полёта во многом определялась умением и смелостью этих отчаянных, влюблённых в своё дело пилотов. Развитие космической техники пошло в другом направлении, чем авиационной. Ещё в тридцатые годы мы нащупали уязвимое место ракеты: неустойчивая, как поставленный вертикально карандаш, она не может лететь, если ею не управляет автомат. И вот сегодня автоматы производят сложные математические операции, регулируют тягу двигателя, определяют положение ракеты в пространстве, изменяют её скорость. Это они сделали возможным полёт человека на борту корабля. ► |