|
ЗАВТРА СТАРТ К.П.ФЕОКТИСТОВ Помню очень хорошо картину детства. Солнечный, тёплый день. Мы с братом сидим во дворе и смотрим вверх. Небо в облаках. 'А дальше что?' - спрашивает один из нас. 'А дальше - атмосфера'. 'А дальше?' 'А дальше - твердь' (знаменитая картинка: монах, протыкающий твердь небесную)... И вот так, наверное, всю жизнь люди задают вопрос: а дальше что? Если смотреть на события наших дней из далёкого завтра, чётко представится переломный момент в истории человечества: люди жили на Земле и однажды ушли с нее. За пять лет мы привыкли к последовательным шагам человека в космосе, и появилось ощущение повседневности происходящего. Всем ясно, что это естественный результат развития науки, техники, промышленности. ...Время уже стушевало многие личные впечатления о полёте, но я попытаюсь вспомнить отдельные моменты. Прежде всего в полёте не было чувства неожиданности уменьшения масштабов Земли; она давно стала маленькой в нашем сознании: ведь земной шар можно облететь за полтора часа. Отдельные необычные пейзажи: чёткий рельеф побережья Камчатки, громадный, поднимающийся из океана Мадагаскар; яркое полярное сияние (о нём уже немало писали). Впрочем, мы были так поглощены работой, что некогда было разглядывать Землю. Только к концу полёта, когда всё уже было сделано, мы жадно прильнули к иллюминаторам. Внезапно пришла мысль: когда ещё сюда попадёшь? И даже стало грустно. Появилось чувство неудовлетворённости: мы рассчитывали, что нам разрешат продолжить полёт... В детстве у меня была чётко сформулированная мечта: добраться до Луны. Сейчас Луна значительно приблизилась к человеку. Сведения, полученные с помощью станции 'Луна-9', помогут осуществлению высадки человека на Луну. Это уже не область чувств, а та работа, которая предстоит учёным, конструкторам, инженерам. Прогнозировать сегодня отдалённое будущее несколько нелепо, потому что на самом деле в жизни всё окажется сложнее и проще. Но на ближайшее время картина в общем-то достаточно ясная: чтобы всерьёз продвигаться в освоении космоса, надо его как следует разведать. Следовательно, сначала изучение пространства и условий полёта в нём - этап, который начат в 1957 году и будет продолжаться очень долго, ибо эта работа поистине необъятная. Второе направление работ - создание тяжёлых кораблей, которые позволят проводить разведку околоземного пространства и ближайших планет солнечной системы. На смену ракетам с химическим топливом придут корабли с ядерно-реактивными двигателями - это технически понятное направление работы. В будущем ракеты будут меньше привязаны к Земле. Непосредственный контакт с Землёй будет ограничен периодами старта и посадки, а в остальном - автономное управление, самостоятельная навигация, принятие на борту важных решений... Как морские корабли, ракеты будут отчаливать от Земли и совершать самостоятельный полёт. Дальше прогнозировать трудно, но мечтать нужно. Вспоминаю самый праздничный момент в своей жизни - вечер перед полётом. Врачи дали своё согласие, всё как будто сделано, ну, остались там маленькие недоделки, но ты знаешь точно: завтра старт! И, вспоминая этот вечер, я всегда мечтаю о новом полёте. |