Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

...автоматы - от старта до посадки, с другой - человек может заставить корабль повиноваться своей воле, делать так, как он считает нужным. Они не конкурируют друг с другом. В полете всегда могут быть непредвиденные ситуации, когда любой автомат запутается, а человек найдёт выход.

РОЖДЕНИЕ ИДЕИ

Вы, вероятно, заметили, что космические объекты имеют разные формы: гагаринский 'шарик', знаменитая 'Молния' в виде ромашки, похожая на китайский фонарик станция 'Луна-3'. Космические конструкторы, в отличие, скажем, от конструкторов теплоходов или самолётов, каждый раз решают новые задачи, не имеющие обычно аналогий в других областях техники.

Ставится задача, казалось бы, совершенно немыслимая. И начинается массовая генерация идей думающих, как мы говорим, инженеров. Первая их реакция обычно такая: 'Чушь, ерунда, сделать невозможно'. Через день кто-то говорит: 'Почему же, сделать можно, только все равно ничего не получится'. Следующий этап: имеется двадцать предложений, причём самых диких, основанных на невероятных предположениях. Например: 'Вот я слышал, в Ленинграде есть в одном институте один человек, который эту вещь видел или что-то про неё читал...'

Начинается борьба, взаимные упрёки, часто сами авторы хохочут вместе со всеми над собственными 'рухнувшими' предложениями, и в конце концов остаются два варианта. Их долго и упорно прорабатывают, подсчитывают математически, потом остаётся один из них, потом выясняется, что это не тот вариант. И все сначала, пока не получится оптимальное решение, отвечающее задаче.

Эти творческие поиски - лишь начало работы. А дальше - неизбежный процесс доводки отдельных элементов конструкции корабля, составление документации, - то, что называется черновой работой. В ряде случаев пересматриваются и первоначальные идеи. Но хотя ребята и злятся и проклинают тот час, когда они связались с космосом, их до ночи не прогонишь с рабочего места.

Б.И.ВИКТОРОВ,

профессор-ракетчик

 УЧАСТНИКИ

Ю.ЛЕТУНОВ

Три диалога

 

Людям, занимающимся космической техникой, поэт посвятил такие строки:

Низкий, низкий поклон вам.

люди!

Вам, великие, без фамилий...

А у 'великих' есть фамилии!

 

...Бывшего солдата пригласили в райвоенкомат побеседовать, внести изменения в личное дело.

- Ну, какие перемены после войны? - отвечал он. - Институт окончил, женился, докторскую защитил, двое детей...

- А ещё?

- Орден Трудового Красного Знамени получил.

- А ещё?

- Орден Ленина.

- А ещё?

Конструктор смущённо улыбается. Не привык о себе рассказывать.

- Героя Социалистического Труда получил.

- А ещё? - вошёл во вкус работник военкомата.

- Лауреат Ленинской премии...

- А ещё?

- Да разве мало для младшего лейтенанта запаса? - не выдержал конструктор...

  

12 октября 1964 года. На орбиту вокруг Земли выведен трёхместный пилотируемый космический корабль 'Восход'. Разговариваю с молодым инженером. Уточняю какую-то деталь для репортажа. Смотрю, человек листает книгу на английском. На лице счастливая-счастливая улыбка.

- Понимаете, даже неудобно перед товарищами: одни флажки переставляем на графике. Так точно выведен корабль... - И продолжает:

- Now I feel I have to brush up my English. I am beginning to forget it.

- Good luck to you! [1]

На лацкане пиджака вузовский ромбик. Заметил инженер моё недоумение и говорит:

- Поступил на физмат. На второй курс. По теме понадобилось.

- А есть ли смысл второй раз кончать? Лучше бы в аспирантуру, наверное?

- Аспирантуру я уже окончил...

  

Третий диалог с Сергеем Павловичем Королёвым. Март 1965 года. Беседа с журналистами за два дня перед выходом Леонова в открытый космос.

Журналист. Можно ли космонавтов считать творцами космической техники?

С.П.Королёв. Можно сказать, что наши лётчики творчески участвовали в процессе подготовки к полёту. Но назвать их творцами?! Так говорить - неправильно. Я бы сказал: все мы - участники. - Слово 'участники' Королёв произносит по буквам. Немного задумывается и продолжает: - Бывает так, что ни один капитально не видит, ни другой. Спорят. Ощупью идут. И приходят в конце концов к единому мнению. Но бывают в нашей практике случаи, когда мы спорим и не приходим к определённому мнению. Мы не решаем приказом. И никогда не давим: 'Нет, ты подпиши вот такое решение или такую инструкцию!' Надо, чтобы люди разобрались, были убеждены! Разве может один руководитель все предусмотреть? Не может! Космический корабль - плод коллективного труда. Одному человеку, как бы он ни был талантлив, все задачи решить не под силу. Так что все мы - участники.


[1]Сейчас, чувствую, должен заниматься английским. Стал забывать - Успеха вам!

 

На главную страницу