| |||||||||||||||||||||
'А жаль, что это последний кадр' |
---|
Из дневника съёмочной группы В течение полутора лет наша съёмочная группа вела, как у нас говорят, длительное кинонаблюдение. Объективы наших камер были устремлены на Аркадия Райкина. Мы разъезжали вместе с ленинградским Театром миниатюр, снимали выступления артиста в Баку, Москве, Ленинграде, в городах Югославии. Мы ставили камеру за кулисами, чтобы зафиксировать 'оборотную сторону' спектакля. Мы снимали репетиции, когда только еще начиналось 'прощупывание' текста, и репетиции, когда сцена уже была в декорациях. Нам важно было идти шаг в шаг за Райкиным, тогда мы могли бы показать процесс создания образа, а не только результат, который видит зритель. Нас интересовал Райкин - худрук театра и Райкин - телевизионный актёр, мы бывали у него дома, сопровождали на концерты, съёмки велись даже в купе поезда: Сначала это мешало артисту, затем он привык, а в конце концов стал удивляться, когда не видел рядом нашей съёмочной группы. 7 ФЕВРАЛЯ 1966 г. Знакомимся с Райкиным. Он представляет нам труппу. Кто выдумал, что великие комики мрачные люди? Разговор идёт о вещах самых неожиданных. Кто-то вскользь замечает: одна из актрис не выносит землянику. Даже слова этого не может слышать. 'Теперь вы понимаете, - улыбается Райкин, - почему ты не ставим 'Ревизора'? 10 АПРЕЛЯ. Съемка назначена на 2 часа. Ждем, начинаем волноваться. Райкин пунктуален. Приехал, извинился, рассказал, в чём дело: хотят закрыть мастерскую по реставрации старинной мебели, а там работают редкостные мастера. И вот он с утра кому-то звонил, с кем-то ругался, поехал в редакцию газеты, потом - в облисполком. Мастерскую отстояли. 17 МАЯ. Райкину вывалили на стол мешок писем - недельная корреспонденция. В одном: 'Если хотите летом отдохнуть, приезжайте к нам в Абхазию'. В другом: 'Мы поспорили, работаете ли вы с режиссёром'. Работает. Часто с Андреем Тутышкиным. Новую программу (это у нас уже есть в фильме) ставит режиссёр Рафаил Суслович. 13 МАРТА 1967 г. Говорили с Райкиным о статьях, ему посвящённых. 'Когда пишут: смешной спектакль, хороший, мастерский, - я всё жду главной мысли, часто утопленной в подтексте: посмотрите, а ведь этот паяц, этот шут гороховый говорит дельные вещи!' Рассказал о 'рецензии', которой гордится: это передовая в 'Ленинградской правде' об улучшении моделей детской одежды. Газета вышла на следующий день после премьеры, где была интермедия на эту тему. 24 АПРЕЛЯ 1967 г. Услышали по радио сообщение о гибели Владимира Комарова. Зал был уже битком набит. Райкин вышел в своем чёрном костюме. 'Я актёр, - сказал он, - могу взять себя в руки и через пять минут буду играть, как всегда играл, а вы будете смеяться, как всегда смеялись. Но сегодня я этого делать не хочу. Я знаю, вы со мной согласитесь. В четверг у меня выходной день, я переношу сегодняшний спектакль на четверг'. Зал поддержал аплодисментами. 12 ИЮЛЯ. У Райкина монтировочная репетиция, а у нас заключительная съёмка. Наш оператор О.Рейзман выключила камеру и вдруг сказала: 'А жаль, что это последний кадр' Василий КАТАНЯН, кинорежиссёр |
Звуковая страница 12 - А.Райкин: 'Сатирик должен быть добрым'.