|
| ||||||||||||||||||||
|
---|
МЫСЛИ ВСЛУХ Кара КАРАЕВ, лауреат Ленинской премии НЕОКОНЧЕННАЯ ОРАТОРИЯ - Она действительно не окончена, и не следовало бы вести разговор об этом. Правда, есть название - 'Город без детей'. На Нефтяных Камнях нет детей. Добыча нефти в море - дело взрослых. Наша эпоха сильно отличается по ритму от прошлых времён. Пульс учащён. Лицо человечества не обвеваемо легким ветерком. Оно обожжено вихрями. События катятся лавиной, и сознание воспринимает их как рваный киномонтаж. Требуется немедленная реакция, верная оценка, точный глазомер. Неровность пути часто мешает произвести наводку на резкость. Помочь может и обостренная зоркость художника. Но это возможно лишь в том случае, если он сам слит с народом, если комплекс его нервных антенн следит, подобно радару, за летящим сгустком проблем времени: :Это было на самом деле. История гибели бригады на буровой в море, во время невиданного шторма. Со всех островков сняли людей, а с этого не успели. Снесло бы вертолёт, разбило бы судно. Люди были обречены. Они знали, что никто и ничто им не может помочь: Ритм изменил понятие о времени. Если в прошлом длительность жизни художника соответствовала, грубо говоря, одному периоду в истории развития искусства, скажем, романтизму или классицизму, то сейчас каждый из нас пересекает несколько перевалов во время восхождения. Задерживаться опасно: Связь с эстакадой они держали по радио. Между гибнущими и остающимися в живых шёл удивительный диалог. Люди на буровой знали, что им приходит конец. Они прощались с жизнью, с товарищами. Но никакой истерики, никакого крика никто от них не услышал. Шла деловая регистрация катастрофы: свалило будку, разорвало стальной переход, закачалась вышка. Следует спешить. Утро после первого исполнения должно быть не праздным, а рабочим, надо идти дальше, помня, разумеется, о пройденном пути. Это тот принцип, которого я придерживался, сочиняя и Третью симфонию, первую часть которой 'Кругозор' помещает на седьмой звуковой странице. Я отказался в ней от традиционных приёмов гармонии и мелодического построения, но не мог, не хотел и не стал отвергать ценностей классики, иначе говоря, того общечеловеческого, что было накоплено ранее и что составляет наше общее богатство, достояние. :Мне захотелось показать это: Часто говорят о проблемах восприятия новой музыки, написанной сложным языком. Ответственность перед слушателем дóлжно ощущать всегда, но тут дело в смелости и самого художника. Уверен ли ты в себе или не уверен? Если уверен, то высоко ставь публику, доверяй ей. Если за техникой стоит близкое, понятное, берущее за сердца содержание, - зал поймёт. Всегда!.. Но показать не прямо, а отражённо - через состояние тех, кто на берегу принимал эти трагические депеши, кто рвался на помощь и ничего не мог сделать: Оратория пронизана прозаическим текстом чтеца. Слова ритмически совпадают с музыкой. Каждый слог точно соответствует определённому пункту партитуры. Вот здесь я и задержался. Сделанное показалось мне чуть выспренним, надуманным, и я остановил работу. Не хочу рисковать. Тут стоишь лицом к лицу с правдой: Фото М.Савина и Н.Агеева |
Звуковая страница 7 - Кара Караев. Из Третьей симфонии. Исполняет московский камерный оркестр.