Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

ПРЕМЬЕРА В МОСКВЕ: ПОСВЯЩАЕТСЯ АЛЬТИСТУ

ИМЕНИ БЕТХОВЕНА

Много лет назад, в 1925 году, в Малом зале Московской консерватории был устроен вечер с участием молодых музыкантов. Выступали Лев Оборин, мы, бетховенцы, и никому еще не известный юноша из Ленинграда. Это был Дмитрий Шостакович. Так состоялось знакомство квартета имени Бетховена с Дмитрием Дмитриевичем Шостаковичем. Правда, наша многолетняя мечта о том, чтобы композитор написал что-либо для квартета, осуществилась не скоро. Лишь в 1938 году он прислал партитуру своего первого струнного квартета.

В дальнейшем Шостакович поручал все премьеры камерных произведений нашему квартету. Например, Второй квартет и фортепианное трио, созданные композитором в годы войны, прозвучали впервые в Ленинграде вскоре после снятия блокады. Население города заранее оповестили по радио, что состоится концерт. Зал был переполнен. А Дмитрий Дмитриевич даже увидел на определённых местах слушателей, которые в мирное время занимали те же кресла... Настроение и атмосферу этого концерта я могу сравнить, пожалуй, лишь с первым исполнением в Москве 7-й симфонии Шостаковича в годы войны в Колонном зале Дома союзов. Тогда оркестр был собран из музыкантов, оставшихся в столице, дирижировал Самосуд, прилетевший из Куйбышева, присутствовал и автор. Во время исполнения вышел комендант здания и объявил: 'Граждане, воздушная тревога, прошу всех покинуть зал', - но ни один человек не ушел, и симфония продолжалась... Я писал тогда, что симфония звучит с бетховенской силой. Можно сказать, что камерное творчество Шостаковича не менее значительно и любимо, чем симфоническое. Ему удалось создать свой стиль. Его сочинения в этой области каждый раз приносят много неожиданного по форме, по богатству использования инструментов. Порой он даже открывает новые сферы для каждого инструмента в отдельности и для всего квартетного ансамбля в целом. Сам он считает, и это, между прочим, объединяет его принципы с творчеством Бетховена, что некоторые его квартеты по драматургии близки к симфонии, например, Третий, Пятый, Девятый и Двенадцатый. Однажды в телефонном разговоре я сообщил Дмитрию Дмитриевичу, что в очередном концерте будем играть его последний квартет.

- Как 'последний'? - возразил Дмитрий Дмитриевич.- Когда напишу всё, тогда будет последний. А это новый квартет. И будет их двадцать четыре во всех мажорных и минорных тональностях. Разве не заметно, что у меня в квартетах тональности ни разу не повторяются? Сложилась уже определённая традиция работы композитора с нашим коллективом. Дмитрий Дмитриевич приходит с новым произведением и исполняет его на рояле. Тут же он передает нам партии, и мы вместе начинаем разучивать их от первой ноты. В этом есть для исполнителя неизъяснимая радость - как бы присутствовать при рождении всегда прекрасного сочинения... Наши творческие контакты, скоро уже полувековые, стали столь близкими, что порой, создавая ту или иную партию, Дмитрий Дмитриевич имеет в виду исполнительские особенности кого-либо из нас. Помню, вернувшись после первых послевоенных гастролей в Берлине (мы исполняли там с успехом Второй квартет), я рассказал Дмитрию Дмитриевичу, как пресса заметила, что 2-я часть - 'Речитатив и романс' - как бы специально написаны для Дмитрия Цыганова. На что он мне ответил: 'А я для тебя и написал'.

'Квартет Бетховена по праву носит своё имя, но он также мог бы называться квартетом Шостаковича',- написал один из пражских музыкальных критиков. Наш квартет пережил две потери. Нет на афишах фамилии скрипача В.П.Ширинского; не может из-за болезни выступать альтист В.В.Борисовский. Казалось, квартет прекратит своё существование. Я никогда не забуду разговор с Дмитрием Дмитриевичем в ту пору:

- Все мы уйдём, каждый из нас уйдёт. Но квартет имении Бетховена должен быть и через пятьдесят и через сто лет. И ваш долг - позаботиться об этом.

Уже почти семь лет с нами играет альтист Федор Дружинин и шесть - скрипач Николай Забавников... В декабре прошлого года мы снова вышли на эстраду, чтобы впервые исполнить только что законченный квартет Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. Квартет ?  13...

Д.ЦЫГАНОВ,

профессор, народный артист РСФСР

Фото А.Гершмана

Фрагменты квартета ? 13 с комментариями Дмитрия Михайловича Цыганова на восьмой звуковой странице.

 

Звуковая страница 8 - о премьере в Москве.

На главную страницу