Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4
 

ВОЗВРАЩАЯСЬ К ПРОШЛОМУ

ПРАВДА О ГИБЕЛИ ЧКАЛОВА

Георгий БАЙДУКОВ, Герой Советского Союза

 

В 1973 году издательство 'Молодая гвардия' предложило мне написать для серии 'Жизнь замечательных людей' книгу о великом лётчике нашего времени В.П.Чкалове. Я понимал, что без документальных свидетельств о причинах его гибели не обойтись.

Пришлось ходить по разным организациям, писать в архивы, запрашивать дела о самолёте 'И-180', на котором разбился Чкалов. Неожиданно удалось получить копию акта правительственной комиссии, созданной для расследования причин катастрофы. В неё входили комдив Алексеев (председатель), Репин, Громов, Байдуков, Каширин и Супрун. Коль скоро я входил в комиссию, то в полученном документе для меня ничего нового не было. Суть его сводилась к тому, что 15 декабря 1938 года в 12 часов 58 минут Герой Советского Союза В.П.Чкалов после нормального полёта по кругу на самолёте 'И-180', заходя на посадку, был вынужден сесть вне аэродрома, самолёт был разрушен, а лётчик погиб. Причиной вынужденной посадки комиссия определила отказ мотора из-за его переохлаждения и ненадёжной конструкции управления газом. Основными виновниками катастрофы комиссия назвала главного конструктора Поликарпова (создателя самолёта), его заместителя Томашевича, директора завода Усачёва и начальника лётно-испытательной станции полковника Парая.

Но помимо этого документа 1938 года мне был прислан также акт экспертной комиссии 1955 года. Его выводы оказались поистине сенсационными. Они не дополняли, а, наоборот, запутывали картину горестного события. Для наглядности сравним эти два документа.

Эксперты комиссии 1955 года, возглавляемой Громовым, через 17 лет после трагедии отметили: 'Наиболее вероятной причиной вынужденной посадки самолёта следует считать отказ мотора в результате его переохлаждения'. В акте же правительственной комиссии 1938 года записано так: 'Причиной вынужденной посадки комиссия считает отказ мотора в результате его переохлаждения и ненадёжной конструкции управления газом'.

Уловить разницу может даже не специалист. Последний вывод более достоверен, ибо известно, что в сборочном цехе завода несколько раз переделывалось управление оборотами мотора, а точнее, поворотом дроссельной заслонки его карбюратора.

Где же правда? Почему погиб Чкалов? Размышляя над этими вопросами, вспоминаю событие, которое произошло 12 декабря 1938 года, за три дня до катастрофы. Незадолго до этого Валерий Павлович был срочно отозван из отпуска. А в этот день, вернувшись с аэродрома, сначала зашёл ко мне (мы жили на одной лестничной площадке). Был он крайне расстроен. Помолчав, как бы собравшись с духом, рассказал мне о том, что произошло утром на аэродроме имени М.Фрунзе, или на Ходынке, как мы по-старому называли лётное поле. Рассказ его я тогда записал.

Поговорив с ведущим инженером Лазаревым и бортмехаником Куракиным, Чкалов забрался в кабину опытного самолёта 'И-180', запустил мотор и стал рулить и делать развороты в центре аэродрома. Убедившись, что всё идёт нормально, решил по самой длинной диагонали - от Боткинской больницы до здания аэропорта у Ленинградского шоссе - ...

(окончание на стр.5)

 

Звуковая страница 3 - Правда о гибели Чкалова. Рассказывает Герой Советского Союза Г.Байдуков.

 

На главную страницу