Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4
 

К 95-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ В.В.МАЯКОВСКОГО

ВРЕМЯ ОТКРЫВАЕТ МАЯКОВСКОГО

Мы всех зовём,

чтоб в лоб,

а не пятясь,

критика

дрянь

косила,-

и это

лучшее из доказательств

нашей

чистоты и силы.

Одно из открытий нашего времени - Владимир Владимирович Маяковский. Парадокс? Нисколько. Вчитываясь заново во многие его знакомые с детства стихи, трудно отделаться от ощущения, что написаны они не свыше полувека назад, а сегодня, в пору перестройки. Настолько созвучны её идеям, сверки и удивительно злободневны мысли поэта.

Маяковский писал: 'Когда гениальный человек, пройдя сквозь строй нужды и непризнания, добивается громкой славы, нас интересует каждый штрих, каждый анекдот его жизни'. Эти слова, конечно же, применимы и к нему самому.

Очищающий ветер перестройки сдувает хрестоматийный глянец с имени поэта. Время правды в нашей жизни стало моментом истины и для критической мысли, позволяет с большей объективностью оценить творчество поэта, увидеть многие события его жизни порой под неожиданным углом.

Об этом и размышляет в беседе с нашим корреспондентом Наталией Добровольской председатель правления Московской организации Союза писателей РСФСР, известный критик Александр МИХАЙЛОВ. Его новая книга о Маяковском стала юбилейной - 700-й в серии 'ЖЗЛ' издательства 'Молодая гвардия'.

- Александр Алексеевич, что побудило вас написать эту книгу?

- Любовь к поэту. Любовь давняя, ещё со школьных лет. Он был спутником нашего поколения - комсомольцев 30-х годов. И на фронте я не расставался с томиком его стихов, получившим вместе со мной осколочное 'ранение'. Можно сказать, что Маяковский стал моей судьбой, сформировал меня как личность, как профессионального литератора. Первой небольшой работой, в которой я попытался проследить традиции Маяковского в современной советской поэзии, стала книга 'Я знаю силу слов'. Уже в то время меня раздражали ходульные представления, устаревшие концепции, связанные с именем поэта.

- Какие именно?

- Ну, например, мнение многих литературоведов, резко отрицательно оценивающих воздействие футуризма на Маяковского. И сегодня считается, что это течение повредило ему, увело куда-то не туда и вообще чуть ли не вырвало из его жизни несколько лет творчества. Но зачем же отождествлять футуризм как течение в литературе с нигилистическими лозунгами и декларациями, по сути, весьма наивными? Футуризм (это, на мой взгляд, 'болезнь левизны' в искусстве) вместе с тем прививал вкус к слову, его аромату, заставлял работать над словом, что, кстати сказать, не затрудняются делать многие современные поэты, особенно молодые. Возьмите такого мастера, как Хлебников, которого Маяковский считал своим учителем и который поражал всех, близко знавших его, своей изнурительной работой над стихом,- ведь он тоже был футуристом. Недавно вышел стотысячным тиражом большой однотомник Хлебникова - попробуйте-ка его купить. Это подтверждает, что, как писал Пушкин, 'не должно мешать свободе нашего богатого и прекрасного языка'. Творческий опыт Маяковского ярко свидетельствует: не нужно заглушать в словесном искусстве стремление к созданию новых изобразительных средств.

- Это относится и к ЛЕФу *, поэтическим лидером которого был Маяковский?

- Поэтическим - да, а вот теоретиком ЛЕФа - весьма слабым. Здесь я не придерживаюсь широко распространённой точки зрения, что лефовский этап способствовал его развитию. На мой взгляд, группировка эта нанесла Маяковскому большой вред. Работа над производственными однодневками, газетными агитками и фельетонами отвлекала его от генеральной линии творчества. Понимаете, Маяковский - поэт очень разный, может быть, даже более разный, чем другие, и не всегда писал одинаково сильно. От признания этого его творчество в наших глазах не должно померкнуть, а скорее наоборот.

- Маяковский и сам сказал о 'лакировщиках' Пушкина: 'Навели хрестоматийный глянец'.

- Да, а мы то же самое разве не сделали с ним самим? После того как Сталин произнёс знаменитые слова о том, что Маяковский был и остаётся лучшим и талантливейшим поэтом нашей советской эпохи, любое критическое слово, взыскательный анализ его творчества стали попросту невозможны. Творчество Маяковского буквально пропитано временем. И если сегодня мы честно отделим однодневки от действительно величественных произведений, созданных им, значение Маяковского ничуть не уменьшится.

- Но ведь и до сталинской оценки Маяковский со всей его ершистостью был не очень удобным объектом для критики?

(окончание на стр.9)

 

Звуковая страница 4 - Маяковский в Баку. Воспоминания П.Лавута.

На главную страницу