Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4
 

ПО ВАШИМ ПРОСЬБАМ

И НЕ ТОЛЬКО РОМАНС

                      (начало на стр.14)

...в данном случае отнюдь не преувеличение. Чаще, впрочем, голос Пономарёвой звучит за кадром, и бывает, что многие её поклонники даже не подозревают, что слушают любимую певицу. Она исполняла песни в таких художественных фильмах, как 'Агония' и 'Чучело', в мультипликационных 'Балаган', 'Королевский бутерброд'. Музыка для 'Балагана', кстати, принадлежит композитору Софии Губайдуллиной, написавшей для Валентины и несколько самостоятельных сочинений в расчёте на уникальные художественные возможности в одном лице и певицы, и музыканта-импровизатора. 'Недаром с Валентиной любят работать такие современные композиторы, как Губайдуллина, Шнитке,- подчеркнул Андрей Петров. - Я встречаюсь с этой замечательной певицей в работе в кино, но всё же надеюсь и мечтаю написать что-нибудь специально для неё'.

Давайте помечтаем об этом вместе с композитором, а певице Валентине Пономарёвой пожелаем почаще встречаться с нами не только на джаз-фестивалях, на экранах кино и телевидения, но и в филармонических залах, и, конечно же, на эстраде.

Д.ПЕТРОВИЧ

На восьмой звуковой странице Валентина Пономарёва предстанет только в одном амплуа своего творчества: в её исполнении вы услышите старинные романсы 'Не тверди' (А.Дюбюк, П.Муратов) и 'Игра любви' (Б.Прозоровский, Е.Тимофеев).

Фото А.ЛИДОВА

Звуковая страница 8 - Валентина Пономарёва: старинные романсы 'Не тверди' (А.Дюбюк, П.Муратов) и 'Игра любви' (Б.Прозоровский, Е.Тимофеев).

ЛИТЕРАТУРА: МЕСЯЦ ЗА МЕСЯЦЕМ

Избалованные литературным изобилием последних лет, мы, кажется, должны отучиться удивляться, тем более - удивляться строгим, непритязательным воспоминаниям, вовсе не поражающим литературным блеском. И тем не менее сегодня появляются человеческие документы такой новизны и пронзительности, что действуют сильнее, чем самый фантасмагорический роман.

Ещё недавно бытовало мнение, что ликвидация кулачества как класса была необходима для скорейшего осуществления индустриализации. Теперь экономисты с цифрами в руках доказывают, что задачи индустриализации были бы выполнены куда успешнее, не будь разорена деревня, не будь сорваны со своих мест и брошены на погибель миллионы крестьян.

Об их трагической судьбе повествуют воспоминания Ивана Трифоновича Твардовского, родного брата Александра Твардовского, недавно опубликованные в 'Юности' (?3, 1988 г.).

Во многом они интересны как важнейший источник для будущих биографов поэта, как своеобразный комментарий к его творчеству и, в частности, к поэме 'По праву памяти'. Но ценность бесхитростного рассказа Ивана Трифоновича Твардовского куда шире. В нём просвечивает участь миллионов крестьян, высланных из своих деревень под жестоким именем спецпереселенцев.

Трагическим извращением, изломами социализма предстаёт на страницах мемуаров то насилие, которое осуществлено тяжёлой дланью 'великого кормчего' над миллионами крестьян. В страшное положение поставлены такие, как Иван Твардовский - мальчишкой увезённый на Север, перед угрозой голодной смерти убегающий с поселения. И пошло - водворение на место, и снова побег, и жизнь с мечтой о самой чёрной и трудной работе - только бы какой-нибудь документ получить, удостоверяющий твоё право чувствовать себя человеком. Судьба не одного Ивана Твардовского встаёт за этими скупо и строго написанными воспоминаниями, встаёт и жизненная драма крупнейшего поэта нашего времени, в сердце которого с таким трудом умещалось сострадание к участи семьи, родителей и братьев, и вера в неизбежность всего происходящего.

Долгое время мы не хотели видеть драму нашей истории во всём своём объёме. И это не могло не привести к односторонности, к забвению общечеловеческих ценностей. Одной из особенностей нашего времени является их восстановление. Это и дало дорогу на журнальные страницы воспоминаниям Екатерины Мещерской, дочери князя А.В.Мещерского, 'Трудовое крещение' ('Новый мир', ?4, 1988 г.).

Поразительное в этих воспоминаниях - нравственный облик матери. Урождённая графиня Подборская, Екатерина Мещерская (мать и дочь носят одно имя) до своего замужества получила консерваторское образование, на выпускном экзамене пела вместе с Собиновым сцену из 'Ромео и Джульетты', дебютировала на сцене 'Ла Скала'. Революцию она приняла как волю народа. Не захотела уезжать: 'Не буду я, как бедная приживалка, сидеть там, у порога иностранных посольств, прося помощи и защиты от моей собственной родины'.

Скажут: решение принято сгоряча, княгиня просто не знала, что ждёт здесь её - недоверие, нищета, бездомье, тюрьмы, ссылки. Может, и не знала. Но сыну, покинувшему родину, не простила эмиграции, и не дрогнула у неё рука написать ему в ответ на дошедшее из-за рубежа письмо: 'Ты забыл о любви к родине - ты оставил родную землю, так забудь же и о том, что на ней ты оставил мать и сестру...'

Да, княгиня Мещерская осталась на родине добровольно, чувствуя себя частью народа, воле которого надо подчиниться. Но время отринуло понимание народа как некоего единства, которое всегда было характерно для русской литературы. Разве семейство Ростовых в 'Войне и мире' не частица народа и не общий народный порыв объединяет князя Безухова и Платона Каратаева?

Характер, нарисованный Е. Мещерской, поистине народный характер. С каким упорством, силой духа и жизнестойкостью Екатерина Мещерская добивается работы, уверяя, что может приносить пользу!

В конце концов бывшей княгине удаётся получить место кухарки на Рублёвском водопроводе, куда она и перебирается вместе с дочерью в 1918 году. И с какой же твёрдостью, истовостью принимается она за дело, какую волю, какое понятие о чести (ни крошки хлеба, ни тарелочки супа дочери - народ голодает!) переносит она в эту новую жизнь, где ей всё равно нет места, потому что от личных качеств мало зависит, когда история принимается оперировать категорией классов.

Если ты чувствуешь себя частью народа, то становишься сильнее любых личных испытаний. Эта мысль всё более укрепляется сегодня, по мере того, как мы осмысляем опыт нашей истории,- чему немало способствуют и публикации таких воспоминаний, как воспоминания Ивана Твардовского и Екатерины Мещерской.

Алла ЛАТЫНИНА

 

На главную страницу