Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4

Андрей ЗОРКИЙ

И ВСЁ ЭТО РАНЕВСКАЯ

            Раневская так смешна во многих своих ролях, так заразителен её артистический талант, что, наслаждаясь искренне, забыв обо всём, кроме этой блестящей игры, можно порой 'просмеяться' и упустить главное.

            А главное в том, что кроется за этим неистощимым каскадом юмора, великолепием жизненных наблюдений. Главное там, где не прекращается смех, но вступает серьёзное.

На сцене, в кинематографе Ф.Г.Раневская переиграла множество ролей. Они далеко не равнозначны, и никто этого не чувствует, не понимает острее самой актрисы. Она использует каждый случай для того, чтобы пробить тесный потолок роли, чтобы максимально приблизиться к главному для себя разговору. И если такой разговор возможен, Раневская выходит на него: с энергией шаровой молнии.

Разговор о человеке, о жизни всерьёз. Вот добро и зло.

Мачеха в киносказке 'Золушка', старая сводня в радиопостановке 'Воительница' (по Лескову), злобный, опасный враг в спектакле 'Шторм'. Здесь и острый гротеск, и бытовая точность, и социальная насыщенность рисунка. Совсем иные, мягкие юмористические тона в таких ролях, как Лёля из 'Подкидыша', Маргарита Львовна из 'Весны' - ведь это милые, хорошие, пусть в чём-то и смешные люди. Есть на палитре актрисы и иные, драматические краски.

Другой бы и ограничился констатацией: глядите - это хорошо, а это плохо. Разве не достаточно для искусства назвать по имени добро и зло? Но Раневская стремится объяснять - для того, чтобы человек, её герой, выиграл в этом вечном поединке.

В кинокартине 'Мечта' противоположные силы соединены в одном образе Розы Скороход, владелицы меблированных комнат. Притеснительница и жертва, любящая мать и мать-палач, вчерашняя прачка, способная порой к состраданию, и сегодняшняя хозяйка, хищно оберегающая чужое страдание, - вот трагикомичная героиня Раневской. Зло пересиливает в ней добро, но побеждает лишь временно. Потому что попрана человечность в самой 'победительнице'. Потому что само зло показано как человеческое несчастье. Это сложный узел. 'Глаза комедии и трагедии', - вспоминает об исполнении Раневской сценарист 'Мечты' Е.Габрилович.

В спектакле 'Лисички' по пьесе Л.Хеллман Раневская показала нам другую бессмысленно погибшую душу. Берди - одна из немногих лирических ролей актрисы. Здесь образ героини светел, чист и наполнен нежным состраданием - это жертва.

А в наши дни и в нынешнем театральном сезоне Раневская выходит на сцену театра имени Моссовета в образе странной миссис Сэвидж, чем-то щемяще похожей на Берди. Но и совсем иной. И дело здесь не в том, что новая героиня удачливее и, быть может, благополучнее прежней, дело не в том, что в чуть легковесной пьесе Джона Патрика 'по очкам' выигрывает добро: А в том, что с вершины своего жизненного и актёрского опыта, свободно расширяя формальные границы сюжета, Раневская показывает победу человека, его духа, его совести, победу странной миссис Сэвидж - вне зависимости от исхода истории, вне зависимости от угрозы власть имущих пасынков (прежних 'лисичек', погубивших Берди), вне зависимости от внешнего перевеса добра и зла.

Роза Скороход - Берди - миссис Сэвидж.

В сегодняшней работе Ф.Г.Раневской человек побеждает так же определенно и ясно, как проиграл он в 40-м в 'Мечте'. И в этом видятся не случайные грани актёрской биографии.

Это движение к торжеству человека, в преодолении зла стоит за всем творчеством народной артистки СССР Фаины Георгиевны Раневской. В нём выражается позиция художника. Его главная тема. Его взгляд на жизнь.

  Звуковая страница 12   Театр Кругозор. В ролях: Ф.Раневская и М.Яншин.

На главную страницу