Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

Парады и будни самбы

             Этот номер 'Кругозора' выходит в антракте между двумя бразильскими торжествами - Новым годом и карнавалом. Вот эти праздники, увиденные и описанные французским писателем П.Рондьером и нашим корреспондентом И.Фесуненко.

             По доминирующему цвету Новый год в Бразилии синий, ярко-синий. В этот момент там лето. Ночью чем ближе к морю, тем сильнее лунное сияние. К странной люминесценции примешивается свет тысяч воткнутых в песок свечек. Они посажены вдоль пляжей Рио руками бразильцев. Эти руки примерно одного цвета: в Бразилии нет белых, нет индейцев, нет негров, а есть люди более или менее белые, более или менее чёрные, более или менее смуглые. Руки отличаются только грубостью кожи - самой красноречивой аттестацией богатства или бедности.

            На одних импровизированных алтарях, неподалеку от ямок со свечами, можно увидеть драгоценности, редкие духи, на других - горстку риса. Когда приблизится полночь, с башен раздастся бой, каждый бросит в море свои дары. Символический акт. Ностальгический жест, адресованный далёким краям, откуда пришли предки. Дары должны умилостивить море, чтобы оно было добрым, нежным. По морю плыли те, кто покидал родину добровольно, если были белыми, в оковах - если были чёрными. Грустная церемония в последнюю ночь старого года.

            Наутро радость. Новый год. А он может начаться только под знаком карнавала. В Рио-де-Жанейро встречают короля карнавала. Толстый, добрый весельчак, восседающий на колеснице, обращается к толпе с новогодними пожеланиями. Он - предвестник того карнавала, который будет через два месяца и пройдёт под знаком самбы. Это танец на две четверти. Два шага направо, два шага налево. Говорят, что первые поселенцы прорубались так через джунгли. И две четверти - ритм биения сердца.

            :И вот оркестры из нескольких сотен музыкантов сопровождают парад школ самбы - самодеятельных клубов, возникших еще десятки лет назад в бедняцких кварталах. Перед красочно иллюминированными трибунами проходят, танцуя самбу, простые жители, спустившиеся сюда, в центр Рио, с фавел. Прачки и грузчики, продавщицы и чистильщики сапог, уборщицы и безработные - тысячи 'кариокас', как они себя называют, повергают в экстаз невозмутимых дипломатов и бизнесменов, прибывших на карнавал из-за океана. Невозможно остаться спокойным, глядя на полную огня и страсти самбу. Движения ног так стремительны, что трудно разобраться в замысловатых па.

            С небоскрёбов сыплются листовки, взлетают ввысь ракеты. Гремят барабаны. Бушует самба! Здесь, на роскошных улицах Рио, хотя бы на четыре коротких карнавальных дня народ хочет забыть о невзгодах. Но не спрячешься от забот и грусти даже в пучине праздника. Может быть, поэтому самой популярной самбой одного из последних карнавалов стала 'Тристеза' - 'Печаль'. И, помнится, поэтому весь город сочувственно аплодировал большой группе молодёжи, которая несла плакаты: 'Мы хотим учиться! Стране нужны врачи!' Это были юноши и девушки, которым не хватило мест в университете.

            :До рассвета не стихает самба. А утром герои карнавала возвращаются в свои ветхие дома.

 Слушайте девятую звуковую страницу журнала.

   

Звуковая страница 9 - Новогодняя Бразилия. Самба берёт реванш.

На главную страницу