Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

Победители В СПОРЕ

   Эмиль Г и л е л ь с: На нашем конкурсе выступала большая группа очень сильных и опытных музыкантов, различных по дарованию. Откровенно, слабых участников не было вовсе. В этом я вижу определённую закономерность, свидетельствующую о зрелости конкурса...

 

   Вот и отошёл в недалёкое прошлое Четвёртый конкурс имени Чайковского. Как в перевёрнутом бинокле, уменьшились в размерах залы, болельщики у подъездов музыкальных колизеев Москвы, где почти месяц скрещивались словесные шпаги.

   О чем же шёл спор! Прежде всего это был турнир рыцарей прекраснейшей из Дам - Музыки. Трудный бой. Здесь хронологические 'меридианы' простираются от Баха и Генделя до Шостаковича и Менотти... Однако в фокусе состязания, разумеется, был Чайковский.

   И, быть может, фатальные неудачи преследовали некоторых зарубежных участников конкурса оттого, что эти музыканты усвоили легенду, будто Чайковского достаточно сыграть, что называется, 'с душой'. Но, как свидетельствовал друг Чайковского критик Ларош, сам Пётр Ильич 'как огня боялся сентиментальности и смеялся над выражением 'играть с душой'...'

   - Я старался,- рассказывал мне английский пианист Джон Лилл, разделивший первое место с Владимиром Крайневым, - уловить волны, излучаемые музыкой вашего гения. Я гнал вон из головы всё, что могло бы показаться выспренним, лишним...

   Напомним имена хотя бы 'золотой' восьмёрки: Крайнев, Лилл, Кремер, Герингас, Образцова, Синявская, Нестеренко, Огренич, хотя трудно сюда не добавить и 'серебряных' - японку Фудзикава, американца Гутьерреса, советского скрипача Спивакова. Все они шли буквально по краю пропасти. По немногим тропинкам безупречного вкуса и благородства. Они могли оступиться в ущелье, именуемое техницизмом, либо впасть в штамп, либо просто застыть на месте от психологического шока, неверия в собственные силы... Но они победили. И не только они'.

   Старая идея конкурсов теперь как бы распалась, раскололась. Когда-то бельгийский скрипач Эжен Изаи организовал конкурсы в Брюсселе, чтобы поддержать молодых талантливых музыкантов, лишённых необходимых средств к существованию. Блистательная Мария Каллас - почётный гость конкурса Чайковского - дала своё имя певческим соревнованиям, стремясь оказать помощь младшим собратьям по искусству. Эта функция присуща отчасти и конкурсу Чайковского. Медали с барельефом Чайковского магически действуют на импресарио во всём мире, открывают исполнителям тяжёлые засовы самых недоступных эстрад. Но современные конкурсы - это, пожалуй, уже не столько борьба одарённых одиночек. Это - сражение целых школ и направлений. 'Для меня первенство советских исполнительских школ - дело доказанное', - признавался один из популярнейших скрипачей, Жозеф Сигети. 'У вас музыка - дело государственное',- говорил нам американский певец Масенков.

   Воистину так. И тот спор, который шёл на конкурсе и эхо которого вы услышите на звуковых страницах, приобретает ещё одно измерение.

Артём ГАЛЬПЕРИН

Заседание жюри конкурса виолончелистов. Председатель М.Ростропович.

Перед финалом. Джон Лилл.

Минута сосредоточенности. Владимир Крайнев.

Молодость музыки.

Скрипачка Маюми Фудзикава. (все фото на пред. странице)

Фото А.Л и д о в а  и  О.М а к а р о в а (АПН).

  

Звуковая страница 7 - оцифровывается...

Звуковая страница 8 - оцифровывается...

На главную страницу