| |||||||||||||||||||||||
ПО ЗАДАНИЮ РЕВВОЕНСОВЕТА ...осуществлён, мы надеемся достичь договорённости о всемирном прокате этих фильмов'. Зарубежные теоретические киноежемесячники посвящали Кулешову целые номера. Ни одна из историй киноискусства не начиналась без упоминания его имени. Развивалась его непрерывная педагогическая деятельность, авторитет его рос с годами, и советские кинематографисты заслуженно поручили открыть свой Первый съезд именно ему, одному из старейшин не только советского, но и мирового кино. Мало можно найти в истории культуры подобных случаев бесспорного и широкого влияния, опирающегося не столько на непосредственную практику художника, сколь на нечто иное и, очевидно, не менее значительное, базирующееся на открытии им таких законов и свойств, которые, проникая в самую сущность явлений, становятся обязательными и в то же время остаются динамичными и раскрывающимися во времени... В истории искусства XX века я, пожалуй, могу найти только один пример, частично совпадающий с судьбой советского режиссёра Льва Кулешова. В старинном провансальском городке, затерянном на юге Франции в Приморских Альпах, недавно скончался в очень преклонном возрасте художник, чьё имя стало также легендарным ещё в начале нашего века. Это был английский режиссёр, художник и теоретик Гордон Эдвард Крэг, сын прославленной британской актрисы Алисы Терри, муж не менее легендарной Айседоры Дункан, тот самый, единственный, иностранный режиссёр, которого пригласил Станиславский для постановки Шекспира в Московском Художественном театре... Он был автором одной только книги 'Искусство театра', переведенной на все языки мира. Но бурное развитие режиссёрского мастерства в театре XX века возникло и развивалось под знаком этого блистательного англичанина... ...И не зря в начале этих строк, продиктованных любовью и уважением к мастеру, я назвал его чародеем-нигромантом. Ученики Кулешова выпуска ВГИКа 1968 года поздравили его словами, к которым я могу только присоединиться: 'Лев Владимирович не похож на профессора. Споря, он говорит, что может вслепую склеить целую часть фильма. Сидя за рулём с закрытыми глазами, он предлагает въехать в самые узкие ворота. Тоже на спор. Он приучает и к искусству спорному, он разбирает его не в рамках установившихся ценностей, а возникающих заново, постоянно... И мы любим его искусство. Мы любим его книги, фильмы, рисунки. Он не похож на профессора. Он скорее мудрый волшебник, раздающий добро легко и весело...' Лев Кулешов: 'О времени и о себе'. Четвёртая звуковая страница Л.Кулешов на Восточном фронте в 1919 г. Кадры из фильмов Л.Кулешова: 'На Красном фронте'; учебные этюды или кино без плёнки; 'Необычайные приключения мистера Веста в стране большевиков'; А.Хохлова в фильме 'Ваша знакомая' ('Журналистка'); П.Подобед в фильме 'Луч смерти'; В.Пудовкин - факир в 'Весёлой канарейке'; кадр из фильма 'Клятва Тимура'. А.Хохлова и Л.Кулешов среди студентов ВГИКа. |
Звуковая страница 4 - Кинорежиссёр Л.Кулешов. 'О времени и о себе'.