Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

ПО ЗАДАНИЮ РЕВВОЕНСОВЕТА

Сергей ЮТКЕВИЧ, народный артист СССР

   'Не найдёшь нынче такого удивительного нигроманта, каким был в своё время этот Фауст. Так много диковинного совершил он, что о нём не так скоро позабудут'.

   Эта запись из 'Циммерской хроники', включающей в себя легенду о докторе Фаусте, нуждается в расшифровке: нигромантами называли чернокнижников-чародеев, 'благодаря чарам которых изумлённые зрители видят, будто одно превращается в другое и будто на их глазах совершаются чудеса', как писал в 1575 году в своём 'Трактате швейцарца' Бенедикт Аретиус.

   Лев Кулешов ещё при жизни нашего поколения стал личностью легендарной. Даже, будучи его современником и моложе всего лишь на какие-нибудь пять лет, я часто с изумлением поглядывал на него. Он мне всегда казался чародеем, чья такая противоречивая, разноликая и фантастическая судьба с трудом поддавалась разгадке.

   Действительно, он был автором всего нескольких фильмов, из которых только три, пожалуй, можно было безусловно занести в категорию полноценных удач ('Необычайное приключение мистера Веста в стране большевиков', 'По закону', 'Великий утешитель'). И хотя эти фильмы были сделаны на уровне почти средневековой техники, они упрямо не старели. Его первая книга, 'Искусство кино', напечатанная в 1929 году, содержала много наивных и даже, казалось, азбучных истин и всё же не переставала быть настольной для кинематографистов разных поколений.

   Поистине колумбовым яйцом оказался монтажный эксперимент, который Кулешов произвёл в начале 20-х- годов и впоследствии вошедший в историю мирового киноискусства под названием 'эффект Кулешова'. Вот как он сам описывает этот опыт: 'Я чередовал один и тот же кадр Мозжухина с различными другими кадрами (тарелкой супа, девушкой, детским гробиком). В монтажной взаимосвязи эти кадры приобрели разный смысл. Переживания актёра становились различными! Открытие ошеломило меня. Так я убедился в величайшей силе монтажа. Монтаж - вот основа, сущность построения кинокартины! Монтаж придаёт различный смысл содержанию по воле режиссёра. Таково было моё заключение'.

   ...Из-за рубежа взывали к нему с просьбами восстановить чудодейственные эксперименты двадцатых годов. Одно из многочисленных писем, адресованных во ВГИК и помеченное 18 декабря 1968 года, гласило: 'Мы, американские критики, сотрудники 'Фильм Куотерли', с восторгом узнали, что Лев Кулешов собирается восстановить свои широкоизвестные и оказавшие огромное влияние на кинематограф короткометражные фильмы 'Эффект Мозжухина', 'Идеальная женщина', 'Механический балет' и 'Искусственный пейзаж'. Было трагической потерей для истории кино, что эти произведения погибли во время войны... Было бы очень желательно, чтобы молодое поколение энтузиастов кино могло посмотреть эти фильмы... Они описывались многочисленными критиками с чужих слов, и поэтому скептически настроенные молодые люди подчас сомневаются в том, имели ли место вообще эти эксперименты. Если замысел Кулешова будет...

 (окончание на след. странице)

  

Звуковая страница 4 - Кинорежиссёр Л.Кулешов. 'О времени и о себе'.

На главную страницу