|
| ||||||||||||||||||||||
ЗОЛОТАЯ ЗВЕЗДА ГЕРОЯ мы и математика Я входил в кабинет ректора Вильнюсского университета со студенческой робостью. Что значит вообще встреча с 'чистым' математиком? Тут мне представлялось, как брожу я по абстрактному лесу, свисают с осей координат химерные плюсы и восьмёрки, от звука шагов мультипликационно вспархивают в разграфлённое небо стайки фигурных скобок и квадратных корней: - Почему абстрактное - значит, неживое? Абстракция выросла из факта. Можно, старательно описав факт, не проникнуть в его суть. Научные же (правильные, серьёзные, невздорные) абстракции отражают природу глубже, вернее, полнее. Это, между прочим, ленинское замечание: Слушаю Кубилюса и думаю, как изменило время математику. На уроках мы вписывали в менделеевскую таблицу названия и характеристики только что открытых элементов. На астрономических картах появился немыслимый прежде рисунок обратной стороны Луны. В лабораторной колбе развивался кощунственно отделённый от материнского чрева эмбрион. История переосмысляла пережитые народами, раз и навсегда ограниченные рамками дат события. И лишь 'пифагоровы штаны' в учебнике оставались 'во все стороны равны', по-прежнему квадрат числа был меньше его же куба, и таблице логарифмов не грозила никакая модернизация. А теперь, оказывается, первоклассники уже штурмуют азы алгебры, а выпускники знакомы с интегральным исчислением. И перепахана межа между угодьями 'чистых' и 'прикладных' математиков: Когда это началось? Когда знаменитый Чебышев, снедаемый желанием помочь России в трудной Крымской войне, отошёл от великих, но не имевших практического выхода проблем, чтобы заняться расчётом баллистики артиллерийского снаряда? Или когда кораблестроитель Крылов поднялся над своим конструкторским поиском к открытиям в области сугубо теоретической математики? Ясно одно: сегодняшнюю технику, физику, биологию, медицину и экономику невозможно представить без математики. Один учёный, пытаясь дать точное определение науке, которой он занимался, пошутил: 'Математика - это всё, чем занимаются математики'. Если вдуматься, порыться в памяти, не такая уж это шутка. Школа академика Глушкова разрабатывает маршруты рыбного лова, опираясь не на опыт рыбаков, а на кибернетический расчёт. Уникальный советский 'Луноход' - во многом так называемая 'чистая' математика. Автоматические системы управления производством, участие кибернетики в технологических процессах, в планировании, а не только в накоплении информации, создание новых материалов, предвидение солнечных и демографических взрывов - всё это современная математика. Решениями XXIV съезда КПСС математике отводится роль не столько инструмента в познании мира, сколько рычага для его переделки, роль, так сказать, рабочего девятой пятилетки. :Мы говорим с Кубилюсом, и мой абстрактный лес наполняется живыми красками, запахами, звуками. Мы говорим о его учениках, о тех, кому выпало продолжить поиск, начатый учителем, и идти дальше. Когда-то, ещё в гимназии, Йонасу Кубилюсу повезло с преподавателем математики: тот любил растормошить детей вопросом не по программе, а посложнее, и вот Йонасу удалось у него решить даже задачку для студентов. Может, это простое совпадение, но: - :Но одного из любимых своих учеников, Бронюса Григелениса, я тоже заметил в школе. На регулярных математических олимпиадах такой поиск одарённых ребят мы практикуем уже лет двадцать. Подождал, пока Бронюс окончит школу. В университете занимался с ним, готовил к аспирантуре. У него теперь свои ученики - кандидаты наук. И работают они в такой важной сегодня области, как математическая статистика и регулирование случайных процессов. Итак, математика. А если бы не было той удачно решённой задачи? - Ну, тогда, может, была бы литература. Меня всегда привлекала в литературе возможность не просто остановить мгновение: 'Ты прекрасно!' - но предугадать его, составить его предполагаемую модель. Впрочем, разве не эти же возможности представляет нам и математика?.. Послушайте вторую звуковую страницу. Говорит коммунист, педагог, учёный, чьим именем названо одно из математических неравенств, Герой Социалистического Труда Йонас Кубилюс. Фото А.Лидова Б.ВАХНЮК, специальный корреспондент 'Кругозора', Вильнюс |
Звуковая страница 2 - Монолог о математике.