|
| ||||||||||||||||||||||
ПОСЛЕ ДОЛГОГО ОТСУТСТВИЯ (окончание, начало на пред.странице) ...снова увидели и услышали Клиберна, то всех, видимо, занимало, в сущности, одно: 'Тот же ли он, что и тогда?' Однозначным ответ быть не может. Несомненно, мы увидели нового и всё же прежнего поэтичнейшего Клиберна, то уверенно простирающего руки над покорным инструментом, то импровизатора, будто ощупывающего клавиатуру жестом незрячего. И всегда музыканта - скульптора, лепщика, доведшего звуковое художество до степени осязаемости. Он неохотно покидает круг взятых им когда-то в дорогу сочинений. И в этом смысле в нём, профессионале, есть что-то и от потрясённого музыкой дилетанта с его немногими 'вечно любимыми' вещами. Клиберн - всегда частичка собственной публики с её страстями и порой даже изъянами. Об одном из них, едва заметном, однажды осторожно высказался покойный Г.Г.Нейгауз. Он сослался на антрактное mot своего знакомого, некоего 'злого старичка', обронившего: 'Если бы в гениальном даровании Клиберна отсутствовал тот миллиграмм небезупречного вкуса, которым он обладает, у него не было бы того феноменального успеха, который ему всюду сопутствует'. - Сентиментальность? - словно по наитию уловив аспект темы, переспросил меня Клиберн. - Думаю, что несентиментальные люди не обладают и чувством. Им неведомо это. Но я не могу себе представить, чтобы человек вышел играть произведение, которое не вызывало бы у него сильных эмоций. Поэтому слову 'сентиментальный' я придаю лишь значение 'испытывающий сильное чувство по отношению к чему-либо': Правда, Г.Г.Нейгауз выражал надежду, что 'публика, в особенности дамы и девушки, а также все поклонники Клиберна', к которым принадлежал и сам Генрих Густавович, 'простят 'злому старичку' его афоризм:' Но, кто знает, быть может, человек, оставивший ландыши у рояля, и есть тот самый мифический и реальный, вечный 'злой старичок'? Артём ГАЛЬПЕРИН Фото О.Макарова |
Звуковая страница 7 - Ван Клиберн.