|
| ||||||||||||||||||||||
МАРШРУТАМИ ПЯТИЛЕТКИ камский батыр 18 июля 1969 года в стороне от Мензелинского шоссе, в поле, которое лежало под парами, окружённое пространствами зреющих хлебов, комсомольцы заложили камень с надписью: 'Здесь будет сооружён Камский автомобильный батыр. 1969 - 1974'. Молодёжь Союза - главный строитель КамАЗа и главный ответчик за него перед страной. Четырнадцать тысяч юношей и девушек впервые получили здесь трудовые книжки, начав названием этой славной стройки чистую ещё графу: 'Место работы'. На КамАЗе работают представители почти всех национальностей нашей страны. Одно из главных мест занимает молодёжь Татарии, для которой сооружение завода - дело фамильной, что ли, чести. Поистине символично, что автозавод строится на полях трёх колхозов - 'Гигант', 'родина' и 'Дружба'. Эти три слова как нельзя точнее выражают суть и размах стройки. С Камского автомобильного лучше всего передавать прямые радио- и телевизионные репортажи. Только они смогут по-настоящему отразить положение дел на сию минуту. Любая статья, написанная о КамАЗе, устаревает уже к моменту её окончания. Темп перемен на огромном строительстве так стремителен, что даже самое скорое репортёрское перо не поспевает за иными - многотонными - 'перьями', вписывающими на страницах прикамских степей важнейшую главу в книгу девятой пятилетки. Здесь, на Каме, успешно осуществляется то, о чём можно было только мечтать в период наших первых послевоенных строек: город возводится одновременно с заводом, завод - одновременно с городом. Район, равный Черёмушкам - этой вчерашней гордости быстрого блочного строительства в столице и крупных городах, - сегодня возник посреди чистого поля и скромно именуется посёлком. А у недалёкого горизонта уже поднимаются белые паруса высотных домов - там будет создан трёхсоттысячный Автоград с каменными набережными, 25-этажными зданиями, стадионом и театром. Два года назад транспорта здесь было - на посевной да на уборочной. Сегодня - развилки бетонных дорог на разных уровнях, подземные переходы: Дорогостоящая романтика палаток и 'буржуек' (не будем поминать их плохо, сделали они своё дело) уступила место ритму новых времён, чёткой, размеренной, продуктивной рабочей жизни, хоть со спешной, но бетонной крышей над головой, с холодной и горячей водой, добываемой простым поворотом крана, с телевизором в углу и бельевыми верёвками на лоджии. А отдача благоустроенного жилья - и морально-духовная и производственная - прямо-таки удивительна! Камский автомобильный назвали заводом, очевидно, по привычке. По существу, его следует называть так: полное собрание заводов и промышленных комплексов, предназначенных для выпуска ста пятидесяти тысяч тяжёлых грузовых машин в год и четверти миллиона мощных двигателей. Свой (камский) искусственный каучук, свои шины, своё литьё (которого здесь будет больше, чем на некоторых металлургических комбинатах), своя база строительной индустрии и так далее - до главного конвейера. Все сравнения - и это естественно - страдают той или иной степенью приближения к истине, но, во всяком случае, в истории Европы КамАЗ - самая крупная стройка. Десятки стран с живейшим интересом следят за сооружением автогиганта, ожидая выхода новой машины на международную арену. Очень ждут тягач у нас в стране. Камазовские грузовики в основном будут использоваться в сельском хозяйстве и в труднодоступных местностях Севера, таёжной Сибири, в глубоких карьерах. В итоге эти машины обернутся новым, дополнительным хлебом, новыми стройками. Нынешняя стройка создаст машину, которая сама будет создавать стройки. Ю.ВИЗБОР, специальный корреспондент 'Кругозора' Набережные Челны, ТАССР |
Звуковая страница 3 - Песня-репортаж Ю.Визбора "Ты пойми, что такое КамАЗ".
Заметки и комментарии к номеру...