|
Профиль молодого современника дирижёрские дали Кажется, название этого ресторана 'Берег моря'. Что-то в этом роде. Во всяком случае, было и море, был и курортный городок Пярну, был и вечер, была и музыка... босса-нова. Тогда ещё неизвестная, не вступившая в состязание с популярными песнями. Центр босса-новы обозначался совершенно чётко. Ударник. Он мягко раздавал пассы. Мол давайте играйте, забавляйтесь, коллеги, но помните: главное в босса-нове - ритм... Спрашиваю - 'Кто этот ударник?' Собеседник улыбается: 'Это Клас из Таллина. Способный парень! Но у него какая-то всеядность, какой-то множественный разговор с музыкой. Всё-то он может, всё-то умеет'. Через год смотрю по телевидению таллиннскую эстрадную программу. Четверо молодых людей круто поворачиваются на высоких табуретах. Пред ними музыкальные инструменты, они играют и поют одновременно. А за ударной установкой - Эри Клас. Вскоре меня с Эри познакомили. Выяснилась несколько неожиданная вещь. Ударник и певец джаза хочет стать дирижёром, причём дирижёром симфоническим. Прошло два года. И успел Эри Клас за это время играть на литаврах в оркестре симфоническом, дирижировать оркестром джазовым, окончить училище как дирижёр-хоровик, а Таллинскую консерваторию - как педагог, ещё он пел в экспериментальном хоре и дирижировал им. Поставил с выпускниками консерватории 'Вестсайдскую историю Бернстайна. Тогда я его спросил, не считает ли он, что его разнообразные музыкальные качества есть в сущности пусть небольшое, но обманывание себя? Он на секунду задумался, а потом произнёс решительно 'Нет. Современная музыка состоит из такого бесконечного числа компонентов, причём тесно связанных, что обойти их, если хочешь стать настоящим музыкантом, просто невозможно. И потом я общаюсь с музыкантами, работающими в самых разнообразных жанрах. Среди них есть подлинные энтузиасты'. 'Всеядность' Эри меня уже не смущала. Человек молодой, энергичный, торопится жить, вот летит из Таллина весть: Эри Клас стал дирижёром симфоническим и оперным... Я, конечно, в таланте Класа не сомневался, но уж больно быстрое превращение. Приезжаю в Таллин. И приглашает меня Клас на генеральную репетицию трёх балетов в театре 'Эстония'. С первых же тактов 'Чудесного мандарина' Бартока стало ясно, что Эри Клас чувствует эту фантастическую по сложности партитуру как будто написал её сам. Пожалуй, это высший комплимент, который можно сделать музыканту-исполнителю. Затем после антракта он вновь становится за пульт, и гайдновская симфония, под которую идёт балет 'Вариации Барокко', звучит удивительно свободно, красиво, без академических предрассудков. И вот что примечательно: свобода музицирования Класа сродни джазовой. Разумеется, в рамках точного ощущения стиля Гайдна. Да, Клас стал дирижёром великолепным, Богом данным, как говорится. И есть главное в его дирижёрской работе: он и его деятельность - стимул, стимул очень активный для молодых эстонских композиторов. Большая часть программ в концертах Класа состоит из современных эстонских произведений. Происходит процесс, так сказать, видимого обогащения. С одной стороны, эстонские актёры знают, что среди них есть интерпретатор смелый и бескомпромиссный, готовый сделать максимум того, на что способен. Если только написана действительно настоящая музыка. С другой стороны, общаясь беспрерывно с произведениями новыми, Клас растёт. Весь его 'множественный разговор' с музыкой, все джазовые метания - логичный и продуманный поход в дирижёрские дали. И остаётся только поздравить таких талантливых и ярких авторов, как, например, Яана Ряятса, Арво Пярта, Кулдара Синка, с тем, что их произведения дирижирует Эри Клас. Анатолий АГАМИРОВ Таллин - Москва Фото Н.Рахманова и Н.Чернова |
Звуковая страница 5 - Грани таланта. Эри Клас - певец (эстонская песня 'Свадьба'), дирижёр (фрагменты из кантаты 'Времена года' К.Синка).