|
РУССКАЯ ТРОЙКА Ираклий АНДРОНИКОВ Можно ли заговорить о русской народной песне и не вспомнить о 'Тройках'? Нет, 'Тройку', как говорится, не обойдёшь, не объедешь. Помните 'Мёртвые души'? 'Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы и сидит чёрт знает на чём; а привстал да замахнулся, да затянул песню - кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход! И вот она понеслась, понеслась, понеслась!.. Не так ли и ты, Русь, что бойкая необгонимая тройка несёшься?..' В наш век автомашин, летательных аппаратов, обгоняющих скорость звука, космических ракет тройка уже никого не удивит быстротой. А вот песни про тройку по-прежнему удивляют. И радуют. И заставляют задумываться. А иногда погрустить... Что ж. Это свойство поэзии истинной - она не стареет. Потому что в песнях о тройке и о судьбе ямщика вылился русский национальный характер, явилась душа народа, весь жар, весь размёт его чувств. И в чьём сердце не откликнутся эти песни? Недаром, по слову Пушкина: Что-то слышится родное В долгих песнях ямщика, То разгулье удалое, То сердечная тоска... Впрочем, надо ещё условиться, о каких песнях мы говорим. Песен о тройках в русском песенном обиходе более сотни. И в этом нет ничего удивительного. На тройках Россия ездила много веков. И ямщики пели. И песни их запали в души. И рассказывали ямщики в песнях о бездомной жизни своей и о горемычной своей судьбе. И проезжали на тройках молодые красавцы, и девушки глядели им вслед. Одного тройка мчала домой, к любимой. Другого уносила на чужбину. Но интересно, что самые знаменитые песни о тройках родились одна за другой на протяжении каких-нибудь двадцати лет. И сочинили слова этих песен русские поэты - и знаменитые и незнаменитые. Первая прогремевшая 'Тройка' относится ко временам Пушкина: 'Вот мчится тройка удалая вдоль по дороге столбовой'. Слова принадлежат известному поэту-декабристу Федору Глинке и были напечатаны в 1831 году в альманахе 'Венера'. Видно, тогда же запели и песню. Потому что через три года в ответ ей возникла другая 'Тройка', которая так даже и была озаглавлена: 'Ещё тройка'. Она начинается словами: 'Тройка мчится, тройка скачет, вьётся пыль из-под копыт...' Эту написал друг Пушкина, очень известный в ту пору поэт Петр Андреевич Вяземский. Кто положил на музыку эти стихотворения, мы не знаем. Сочинили неизвестные нам любители, подбирая мотив под собственный аккомпанемент на гитаре или, может быть, подыгрывая на фортепианах. И пошли песни по всей России без имён композиторов и поэтов. И запелись - на почтовых трактах, в селах, в чиновничьих квартирах, на студенческих вечеринках, в военном кругу... И стали песни народными. Кое в чём слова поэтов в песенном обиходе подверглись изменениям, иные строфы отпали. В тексте Вяземского от напечатанного осталось совсем немного. В 1840 году появилось стихотворение 'Гремит звонок, и тройка мчится...' Подпись под ним стояла загадочная: 'Н.Анордист'. И напечатано оно в загадочной книжке 'Альманах Н.Анордиста'. Кто такой Анордист, выяснить покуда не удаётся. А песня очень известная. В ней поведано, как ямщик пел о той, которая приворожила его и хоть и любит, сведёт в могилу. И песня сбылась: ...его не стало, Девица бедная в тоске, Она безвременно увяла, Грустя по бедном ямщике... На эту 'Тройку' последовал ответ. Анордисту отвечал другой безвестный поэт - Григорий Малышев. Своё стихотворение он начал той же строкой, заменив одно только слово; вместо 'Гремит звонок, и тройка мчится' - у него 'Звенит звонок, и тройка мчится...' Песня на слова Анордиста грустная. Малышев пишет о мгновении радостном. Пятнадцать лет не был дома молодой воин, и неожиданно входит, неузнанный, в круг родных, и открывает себя. Книжечка стихотворений Малышева появилась в 1848 году. Профессиональным поэтом он не был. Солдатский сын, он и сам служил в армии, а потом состоял регентом при петербургской певческой капелле. Коль скоро он был музыкантом, то, надо думать, сам сочинил и мотив. Около этого времени - в 1846 году - написал свою 'Тройку' Николай Алексеевич Некрасов. Стихотворение, обращённое к юной крестьянской девушке, побежавшей за тройкой корнета, он превратил в предсказание её будущей трагически-беспросветной судьбы. И, говоря о несбыточности её мечтаний, вызывал у читателей чувства горечи, негодования и сочувствия к её доле. Не гляди же с тоской на дорогу И за тройкой во след не спеши, И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда заглуши. Возникшее из поэтической традиции, породившей столько песен о тройках, некрасовское стихотворение и само стало народной песней. И хоть нет уже ни той жизни, ни той женской доли, ни троек, ни проезжих корнетов, песня живёт и звучит над миром, как сказано у Гоголя, вьётся около сердца. Слушайте седьмую и восьмую звуковые страницы. |
Звуковая страница 7 - Три 'Тройки'. Исполняют Н.Кондратюк, В.Левко, И.Скобцов и оркестр народных инструментов. В работе...
Звуковая страница 8 - Три 'Тройки'. Исполняют Н.Кондратюк, В.Левко, И.Скобцов и оркестр народных инструментов.