Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4
 

Слушайте номере

Кругозор

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ЗВУКОВОЙ ЖУРНАЛ

1. Песня летит за Урал. Композитор Ян Френкель - о нефтяниках Тюмени.

2. Четыре против роты. Рассказ Кима Фыонга - бойца НФОЮВ, записанный в Ханое специальным корреспондентом 'Кругозора'.

3. Стихи должны перевернуть мир. Воспоминания о Маяковском Л.Брик.

4. Все это - русский язык. Песни и наигрыши села Плехово: 'Жарко пахать', 'Батюшка', 'Ой, да и что же ты, селезнюшка', 'Чебатуха', 'Тимоня'.

5. Грани таланта. Эри Клас - певец (эстонская песня 'Свадьба'), дирижёр (фрагменты из кантаты 'Времена года' К. Синка).

6. 'Небо на свете одно'. Песни Сергея Никитина на стихи советских поэтов.

7 - 8. Три 'Тройки'. Исполняют Н.Кондратюк, В.Левко, И.Скобцов и оркестр народных инструментов.

9 - 10. Кабачок 33'/2 оборота на фестивальной орбите. София, 1968.

11. Зарядка с играми и песенкой для самых маленьких.

Ведёт Н.Гордеев. Музыка И.Шахова. Солистка Лена Четвертушкина.

12. Джаз по-русски. Фрагмент сюиты А. Зубова Былины-старины' исполняет квартет 'Кресчендо'.

Звуковые страницы изготовлены Всесоюзной студией грамзаписи фирмы 'Мелодия' и Государственным домом радиовещания и звукозаписи

ИЗДАТЕЛЬ: КОМИТЕТ ПО РАДИОВЕЩАНИЮ И ТЕЛЕВИДЕНИЮ ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР

На первой странице обложки:

Повторись в далёком освещенье, молодости нашей ощущенья!

На четвёртой странице обложки фото И. Кропивницкого

Режиссёр Н. С у б б о т и н

Художник В. Щ а п о в

Технический редактор Л. П е т р о в а

РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ

Адрес редакции: Москва, Пятницкая, 25.

Телефоны редакции: 3 3-73-94, 3 3-74-59.

Б 03327. Подп. к печ. 20/У 1968 г. Формат бумаги 84X108716. Усл. п. л. 1.68. Уч.-изд. л. 1,4.

Тираж 250 000 экз.

Зак. 564. Цена 1 руб.

Ордена Ленина типография газеты 'Правда' имени В.И.Ленина. Москва, А-47, ул. 'Правды', 24.

 

   Собираюсь говорить о музыке, о джазе.

   Но, как ни странно, начну с другого, ибо мне кажется, есть законы, действенные для всех областей искусства равно! Из века в век венецианское стекло поражало воображение эстетов. Но попытки слепого следования венецианцам рождали только бледные подделки. Необходимо было, чтобы сама 'душа Италии' играла в гранях. Оттого, пленённый красотой цветного стекла, Ломоносов, открывший его секрет, дал этому русскому искусству иное качество.

   Я говорю об этом, ибо в искусстве непреложен закон: чем художник национальнее, тем индивидуальнее его творчество. То же и в музыке.

   Рождённый из негритянских духовных песнопений, джаз потребовал специальной манеры исполнения, своих инструментов. Он был национален.

   Мне могут возразить: джаз ныне - явление мировой музыкальной культуры. Да. Но в тех случаях, когда музыканты других стран следовали точному чертежу американского джаза, возникали лишь бледные копии. Чтобы родилось самобытное искусство, необходимо было, чтобы привлекательные черты джаза - мобильность, динамизм, импровизационное начало - опирались на национальные традиции, поддерживались спецификой национального мышления. Так возник французский джаз, джаз чехословацкий.

   У нас, с моей точки зрения, наиболее органично соединяются с джазовой манерой народные армянские, азербайджанские мелодии. Интересны опыты Эстонии, например, джазовые пьесы Найсоо на народные темы.

   До последнего времени было почти узаконенным противопоставлять джазу русские народные интонации. Однако правила, как известно, существуют лишь до тех пор, пока новое качество таланта не опровергнет их. Послушайте импровизации 'Господин Великий Новгород' Товмасяна, 'Самарская ярмарка' Фрумкина, 'Крестьянская свадьба' Лукьянова - и вы ощутите, что вы у порога явлений, не имевшего прецедента. Правда, ещё у порога, за которым поиски и жажда эксперимента. И всё-таки останавливаетесь вы у этого рубежа с верой в успех попытки. Ведь закон, как я сказал, непреложен: чем художник национальнее, тем он индивидуальнее.

Андрей ЭШПАЙ

Фото Ю. Н и ж н и ч е н к о

 

Звуковая страница 12 - Джаз по-русски. Фрагмент сюиты А. Зубова Былины-старины' исполняет квартет 'Кресчендо'.

На главную страницу