Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

СЕРГЕЙ КУСЕВИЦКИЙ

             Деловой центр американской столицы - Манхеттен - не знает ни утра, ни полдня, ни ночи. На дне этого гигантского города всегда мрачно-тусклое освещение. Солнце, луна и звёзды - лишь крышам небоскребов. Людям - смрадная, сумеречная полутьма, озаряемая угрожающе пёстрыми огнями реклам.

            В их неоновом сверкании поднимали свой занавес Метрополитен-опера и Сити-театр, зажигали огни рампы Карнеги-холл и Филармоник-холл в Линкольн-центре. И была музыка. Порой столь 'разная', что жестокой болью ломили голову мучительно-неразрешимые вопросы: зачем и для кого такая музыка? С кем и на каком языке говорят сегодня некоторые американские композиторы в полупустых концертных залах?

            Но в стремительном беге дней два или три раза время для меня вдруг словно останавливалось.

            :Вдова Сергея Кусевицкого - 'русского маэстро', так называли его в Америке, - сама отыскала меня в суматохе музыкального Нью-Йорка. 'Сергей Александрович просил перед смертью, чтобы первая книга о нём была издана в Советском Союзе, на родине, которую он так страстно любил', - сказала она мне при встрече.

            А потом Ольга Александровна Кусевицкая не раз приглашала меня к себе домой, в маленькую квартиру в самом центре Нью-Йорка. В комнате, по-русски заполненной милыми мелочами, в долгих беседах оживал для меня и становился понятнее образ большого художника. За внешне спокойной, неторопливой речью вдовы вырастал человек сильных чувств, большой души.

            :Симфонией света и разума звучала для Сергея Кусевицкого Великая Октябрьская революция. Он ждал её, ждал с молодых лет ещё в Вышнем Волочке, где рос в окружении русской ссыльной интеллигенции. И потому все свои силы музыкант отдал делу создания нового общества. Концерты, образовательные лекции, попытки издания музыкальной литературы: Иные коллеги звали его покинуть Россию: 'ведь здесь сейчас так трудно, голодно, до музыки ли?!' Кусевицкого уже знали в Европе, где он в 1908 году был по приглашению Никиша в Берлине, знали как великолепного контрабасиста и как дирижёра. (Он с триумфом исполнил Седьмую симфонию Бетховена.) Но Кусевицкий был русским.

            Началась гражданская война. В это трудное время Кусевицкий тяжело заболел. Обморожены руки, под угрозой жизнь, карьера музыканта. Жена увезла его в 1920 году во Францию. Ненадолго, только чтобы поправиться. Сергей Александрович оставил в Москве всё, даже самое дорогое - рукопись будущей книги 'Искусство контрабасовой игры'.

            Но в Россию он уже не вернулся. Хотя до самой смерти готовился к встрече с ней.

            Четверть века руке великого дирижёра подчинялся Бостонский симфонический оркестр, и это была пора расцвета оркестра. Почти в каждый концерт Кусевицкий обязательно включал русскую, а позднее и советскую музыку. Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков, потом Мясковский, Прокофьев, Шостакович:

            В 1942 году в зале Бостонской филармонии впервые в концертном исполнении прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. И война - реальная, кровоточащая - ворвалась в души американцев. Каждый звук симфонии, повествовавший о борьбе и победе, был освещён и верой дирижера в далёкую, но родную Россию. Сергей Кусевицкий, подчеркивая контрасты музыки, активно утверждал оптимизм, силу разума народа, на своих плечах несущего бремя великого сражения. Таков был талант Кусевицкого: он умел открывать в знакомом незнакомое, в общеизвестном сокровенное.

            Последний концерт Кусевицкого в Сан-Франциско состоялся 25 февраля 1951 года. Оркестр играл Пятую симфонию Прокофьева и Четвертую Чайковского: Кусевицкому было тогда семьдесят семь лет.

            :Ольга Александровна повернула рычажок проигрывателя. Комната заполнилась звуками. 'Анданте из Пятой симфонии Чайковского - любимое произведение Сергея Александровича!' И время остановилось. Город с днями сумрачными. Как вечер, и вечерами, подобными странно призрачному дню, отступил. В небольшой комнате возник другой мир. Сосредоточенный. Собранный голос валторны запел знакомую мелодию - мягкую, светлую и печальную одновременно. Мужественно и благородно пел оркестр песню России, в которой была и любовь, и надежда, и вера. Музыка несла в себе чистое небо, бесконечные просторы, задумчивую молчаливость и добрую славу родины.

 Д.РОМАДИНОВА, Нью-Йорк - Москва

 

Прослушать запись Звуковая страница 4  - Дирижирует Сергей Кусевицкий. Фрагмент из Пятой симфонии П.И.Чайковского в исполнении Бостонского симфонического оркестра.

На главную страницу