|
СЕРГЕЙ КУСЕВИЦКИЙ ...'ведь здесь сейчас так трудно, голодно, до музыки ли?!' Кусевицкого уже знали в Европе, где он в 1908 году был по приглашению Никиша в Берлине, знали как великолепного контрабасиста и как дирижёра. (Он с триумфом испол-нил Седьмую симфонию Бетховена.) Но Кусевицкий был русским. Началась гражданская война. В это трудное время Кусевицкий тяжело заболел. Обморожены руки, под угрозой жизнь, карьера музыканта. Жена увезла его в 1920 году во Францию. Ненадолго, только чтобы поправиться. Сергей Александрович оставил в Москве всё, даже самое дорогое - рукопись будущей книги 'Искусство контрабасовой игры'. Но в Россию он уже не вернулся. Хотя до самой смерти готовился к встрече с ней. Четверть века руке великого дирижёра подчинялся Бостонский симфонический оркестр, и это была пора расцвета оркестра. Почти в каждый концерт Кусевицкий обязательно включал русскую, а позднее и советскую музыку. Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков, потом Мясковский, Прокофьев, Шостакович: В 1942 году в зале Бостонской филармонии впервые в концертном исполнении прозвучала Седьмая симфония Дмитрия Шостаковича. И война - реальная, кровоточащая - ворвалась в души американцев. Каждый звук симфонии, повествовавший о борьбе и победе, был освещен и верой дирижера в далекую, но родную Россию. Сергей Кусевицкий, подчеркивая контрасты музыки, активно утверждал оптимизм, силу разума народа, на своих плечах несущего бремя великого сражения. Таков был талант Кусевицкого: он умел открывать в знакомом незнакомое, в общеизвестном сокровенное. Последний концерт Кусевицкого в Сан-Франциско состоялся 25 февраля 1951 года. Оркестр играл Пятую симфонию Прокофьева и Четвёртую Чайковского: Кусевицкому было тогда семьдесят семь лет. :Ольга Александровна повернула рычажок проигрывателя. Комната заполнилась звуками. 'Анданте из Пятой симфонии Чайковского - любимое произведение Сергея Александровича!' И время остановилось. Город с днями сумрачными. Как вечер, и вечерами, подобными странно призрачному дню, отступил. В небольшой комнате возник другой мир. Сосредоточенный. Собранный голос валторны запел знакомую мелодию - мягкую, светлую и печальную одновременно. Мужественно и благородно пел оркестр песню России, в которой была и любовь, и надежда, и вера. Музыка несла в себе чистое небо, бесконечные просторы, задумчивую молчаливость и добрую славу родины. Д.РОМАДИНОВА Нью-Йорк - Москва | Галина ШЕРГОВА Дуэь под псевдонимами
':В глубокомнемецком тылу, за сотни километров от линии фронта, вдруг появился советский отряд в полной воинской форме, при орденах и знаках различия: Представляете, какой это вызвало переполох у немцев: И тогда одни из гестаповцев решил проникнуть в отряд:' - Кто же командовал смельчаками? - спросила я, услышав эту историю. - Анатолий Андреев. Кажется, он погиб. Потом эта фамилия возникала в рассказах ещё не раз. Комиссар леген-дарного отряда Заслонова. Командир одного из белорусских партизанских отрядов. Машинист, выводивший советский броне-поезд из гитлеровского окружения. И - черты его довоенной биографии. Самый молодой машинист. Рекордсмен скоростного вождения составов. Личный уполномоченный наркома путей сообщения на дорогах Севера, где он вывел депо из прорыва, как говорили тогда. :Смерть подстерегала его десятки раз. Но настигла ли она героя? Может быть, это случилось в глубоком немецком тылу? Мы предлагаем вам магнитную запись о поединке Андреева с гестаповцем, проникшим в отряд, вы её услышите на второй звуковой странице журнала.
Звуковая страница 2 - Детектив - 6.30. 'Его настоящая фамилия:'.
Старые фотографии соханили облик героя. На нижнем снимке: А.Андреев - второй справа. |
Звуковая страница 4 - Дирижирует Сергей Кусевицкий. Фрагмент из Пятой симфонии П.И.Чайковского в исполнении Бостонского симфонического оркестра.