|
человек севера Ю.ВИЗБОР, специальный корреспондент 'Кругозора' Фото В.Мишина и А.Лидова За плечами этого человека столько миллионов километров, что он и сам, очевидно, не в состоянии их сосчитать. Кто сегодня помнит самолёт 'Р-5'? Разве что старые авиаторы. На одномоторном 'Р-5', который вёл Водопьянов, этот человек в тридцать шестом году совершил первый полёт в высокие широты Арктики. Задание номер один: выяснить, как работают навигационные приборы вблизи полюса. Уже у северной оконечности Новой Земли, у мыса Желания, магнитный компас отказал. Собственными силами был изготовлен простенький астрокомпас, работавший безотказно. Задание номер два: выяснить, возможна ли вообще посадка тяжелых самолётов на дрейфующий лед высоких широт. В Москве ждали ответа самолёты 'Гигант-2' конструкции Туполева, которые в следующем году должны были высадить на Северном полюсе экспедицию Папанина. Небольшой 'Р-5' пробивал дорогу сквозь ледяную пургу и магнитные бури для своих крылатых братьев. Этот человек всю жизнь связан с Арктикой, хотя и о военной его судьбе можно написать книгу. В первые дни войны он охотился за подводными лодками, вторгшимися на север. Успешно бомбил главное логово фашизма. Его 'летающая крепость' с эмблемой белого медведя наводила ужас в глубоких, казалось бы, недосягаемых тылах противника. В августе сорок второго года был сбит, горел в воздухе; в меховом высотном комбинезоне с пистолетом в руке много недель пробирался сквозь леса к своим. Знаменитый хирург Бурденко, однажды оперировавший лётчика, выйдя из операционной, сказал: 'Если будет жить - чудо'. Он выжил. Я столько слышал о нём, что был несказанно рад нашему знакомству, да еще в Арктике, да еще на борту знаменитого дизель-электрохода 'Обь'! С удовольствием я приглашаю вас послушать шестую звуковую страницу об Арктике, о ее исследователях и драмах, послушать заслуженного штурмана СССР, флагманского штурмана полярной авиации Валентина Ивановича Аккуратова. | |