Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

Артём ГАЛЬПЕРИН

ТАИНСТВО РУССКОЙ ПЕСНИ

   Как будто одно из открытий академика Амбарцумяна состоит в том, что далёкие пылающие миры, видимые на тёмном бархате домашнего, обжитого неба, рождаются на наших глазах. Человек, привыкший к знакомому рисунку раскинувшейся паутины созвездий, с недоверчивым удивлением всматривается в точку, где заработала мигалка нового света.

   Об этом подумалось, когда в коридоре Ленинградской консерватории мы завели разговор с Вадимом Николаевичем Салмановым об эволюции песенного фольклора. В общем-то этот фольклор тоже кажется огромному большинству людей малоподвижным небосклоном, на котором устойчиво сверкают давние ориентиры. Как только заходит речь о фольклоре, мысль автоматически поворачивается к старине, к жёлтой бумаге с киноварными знаками, к ветхой штукатурке надписей, а то и просто к старикам и старухам - хранителям всех семи печатей народного слова и музыкотворчества.

   - Да...- продолжал диалог Салманов, - конечно, звёзды в этих сферах рождаются, быть может, реже, чем того хотелось, но перемены совершаются с завидным постоянством. В наш фольклор проникают городские интонации, идет процесс вливания песен, сочинённых композиторами. Изменение идёт в сторону от крестьянской песни, стрелка показывает на город. Но меня интересует как раз Песнь Крестьянина. Причем Песнь в смысле интонационном. Можно выискивать ритмические тонкости и сложности в народных созданиях. Можно с головой погрузиться в глубины архаики. Но, на мой взгляд, великое таинство русской народной песни заключено в интонации. Остались какие-то попевки, свойственные определенному состоянию человека, допустим, заплачки. В этих заплачках характерны как бы раскачивающиеся мелодические ходы. Поначалу расстояние между звуками мало, не больше малой терции. И вот постепенно начинается нагнетание. Оно неостановимо, как инерция колокола, разбуженного звонарём. Кульминация достигает почти трагедийной силы. Вот этот разворот занимает меня больше, нежели ритмическая орнаментика.

   Салманов говорил увлечённо, он рассказал мне о своей работе над хоровым концертом 'Лебёдушка'. Вернувшись из Ленинграда, я подолгу слушал родниковой чистоты салмановские хоры. Проступали прекрасные слова. 'Туманы мои тёмные, ничегохонько было...' - одна эта фраза чего стоит! Салманов говорил мне, что тексты он взял из свода народных лирических песен. Но я тщетно искал в книге стихов первую часть 'Лебёдушки' - 'Высоко ли, высоко ли'. Позвонил в Ленинград. 'Ничего и не найдёте, - послышался салмановский тенор. - Другие тоже искали... Это я сам написал'.

Фото В.Дружкова, 3.Вишневского

 

Звуковая страница 7 - В.Салманов. 'Лебёдушка'. Исполняют Раиса Волкова и хор Ленинградского радио п/у Г.Сандлера. Комментирует автор.

На главную страницу