Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

ЗРИМАЯ МУЗЫКА

ОГНИ И РИТМЫ БОЛЬШОГО ГОРОДА

   В 1929 году Чарльз Спенсер Чаплин писал музыкальную партитуру для 'Огней большого города'.

   'Я ненавижу 'говорящие' фильмы, - заявлял он в ту пору. - Они явились, чтобы испортить древнейшее искусство мира, искусство пантомимы; они уничтожают великую красоту молчания'.

   И в 'Огнях большого города' нет слов. В фильме звучит музыка Чаплина. 'Уже сейчас, в ходе постановки, её записывают и оркеструют для каждой сцены. Таким образом, каждое движение будет сопровождаться собственной музыкальной темой... На протяжении всего моего фильма музыка, лейтмотивы станут как бы душой действия и будут иметь такое же значение, как сама драматическая игра'.

   Помните музыкальный пролог 'Огней', когда в картину впервые врывается тема бурлящего, взвинченного, ожесточённо-веселого города? Помните, как вместе с Чарли вступает в картину его мелодия - наигранно беззаботная, залихватская и чуточку грустная, робкая? Помните, как возникает в фильме лирическая тема продавщицы цветов, слепой девушки, - тема красоты и нежности, тема любви маленького бродяги Чарли.

   Музыка в 'Огнях' - это такой же рассказчик, как и актёры. Она отличается прозрачной ясностью. Она точна, как чаплинский жест, и слита со всем живущим на экране.

   'Огни большого города' - это и музыка большого города. Такая, какой она слышится самым разным людям. Мелодии Чаплина простонародны, окрашены лиризмом и юмором. Порой он включает в собственные музыкальные темы отрывки из популярных песенок, танцев. В главной лирической мелодии картины зрители узнавали вальс 'Продавщица фиалок'. Но Чаплин - не компилятор, а композитор. В каждой мелодии живёт его душа, образность, неповторимая чаплинская интонация.

   В 'Новых временах' мелодии Чаплина переплетаются со старой революционной песней американских рабочих. Она возникает контрапунктом - дерзким вызовом бесчеловечному, бесправному, 'машинизированному' укладу капиталистической жизни.

   В этой ленте мы впервые услыхали голос Чаплина. В маленьком ресторанчике его герой поёт популярную эстрадную песенку 'Бегу я за Титиной'. Но манжеты, на которых записаны слова, потеряны, и Чарли, в невообразимом эксцентрическом танце пытаясь их отыскать, импровизирует 'текст' сразу на всех языках мира.

   Музыку Чаплина в 'немых лентах' надо, конечно, слушать с экрана. Её надо... видеть, потому что она неотделима от пластики изображения, от блестящих чаплинских пантомим. Её можно сравнить с партитурой балета, который рождается на ваших глазах.

   'Обычно источником моего вдохновения служит музыка',- говорил Чаплин. Действительно, она прошла через всю его жизнь. Она подсказывала ему и великолепные решения сцен, музыкальные образы целых картин. В 'Великом диктаторе' случайно услышанный героем венгерский танец Брамса становится неожиданным, остроумным и блестящим аккомпанементом... сцены бритья. В 'Огнях рампы' запомнившаяся когда-то Чаплину песенка лондонского шарманщика рождает драматический лейтмотив всей музыки фильма.

   Музыкальная ткань последних фильмов Чаплина 'Король в Нью-Йорке' и 'Графиня из Гонконга' изменилась, как и характер самих картин. Это современные мелодии. И чаще грустные. Сегодня их можно услышать во многих странах мира. В них узнаёшь Чаплина - его лиричность, его задумчивость, его нежную любовь к людям.

   'Музыка, - говорит Чаплин, - неотступно следует за мной и придаёт мне силы'.

А.ЗОРКИЙ

 

Звуковая страница 9 - Зримая музыка. Чарли Чаплин. Мелодии разных лет (обработка Е.Рохлина), 'Песнь моя' из к/ф 'Графиня из Гонконга'. Поёт Н.Брегвадзе.

На главную страницу