| |||||||||||||||||||||||
УРОК В.В.СОФРОНИЦКОГО П.ЛОБАНОВ Накануне вечером Владимир Владимирович позвонил по телефону и попросил заехать. Сразу после работы я направился на Ново-Песчаную. Мы были знакомы давно. В течение нескольких лет я занимался у профессора Софроницкого и, как принято говорить, 'по его классу' окончил Московскую консерваторию. Но и после этого наши встречи не прекратились. - Жаль, что так поздно!.. Мы с утра всё распутывали ленту, но у нас ничего не вышло, и пришлось выкинуть её, - такими словами встретил меня Владимир Владимирович. Недавно купленный магнитофон доставлял Софроницкому много хлопот. Из-за неплотной намотки рулоны рассыпались в руках, звук 'подплывал', сопровождался тресками и хрипами. И всё-таки Владимир Владимирович записывал свою игру в домашних условиях с большим удовольствием, чем на профессиональной аппаратуре в студии звукозаписи. Непривычная обстановка студии ему часто мешала, в подавляющем большинстве случаев он был недоволен своими записями. - Вот если бы можно было записывать грампластинки прямо дома на таком аппарате, но в нём все время что-то ломается... На этот раз в магнитофоне отказала перемотка. Мне удалось устранить эту неисправность, и я воспользовался случаем, чтобы под предлогом проверки магнитофона записать урок Владимира Владимировича со студенткой. За окном шумели и гудели автомобили и троллейбусы, но все эти шумы я услышал уже потом, когда прослушивал запись. А в тот момент меня интересовал только Софроницкий. Известна была способность, этого человека концентрировать внимание окружающих. И она, разумеется, особенно проявлялась во время концерта. 'Ваше творчество, - писал Софроницкому А.А.Фадеев, - достигло той высоты, когда к нему уже неприменимы слова 'мастерство', а тем более 'техника', потому что эти последние достигли такой ступени совершенства когда их не замечаешь, а только слышишь и чувствуешь Вашу индивидуальность, окрашивающую собой прекрасную, великую музыку'. Разговаривать с Софроницким было интересно. Его высказывания нередко поражали собеседника своей неожиданностью. В этом была какая-то аналогия с его. исполнительским стилем пианиста. Слушатели, даже из числа его поклонников, постоянно ошибались в своих ожиданиях, и ошибались счастливо! Там, где, казалось бы, последует продолжительное, спокойное пиано, появлялись острые акценты; где ожидалось равномерное движение, возникало экспрессивное rubato (изменение темпа). Однако сам Владимир Владимирович оценивал своё исполнение несколько иначе, чем это казалось со стороны. Музыка с темповым обозначением 'спокойно, без экспрессии' в исполнении Софроницкого воспринималась слушателями как весьма экспрессивная. Такое расхождение можно было бы объяснить тем, что жизненный тонус Владимира Владимировича был всегда высок, постоянное творческое горение было его нормальным, 'спокойным' состоянием. И его трактовку, скажем, Скрябина, надо рассматривать сквозь его вдохновенную обыденность. 'Сочинения Скрябина, - говорил Софроницкий, - надо играть свободно, иногда взволнованно, может быть, даже нервно, но никогда - нервозно!' В предлагаемом фрагменте урока Владимир Владимирович, обращаясь к ученице, замечает, что начало прелюдии надо исполнять спокойнее, с меньшей экспрессией. Но послушайте, как он сам играет первую фразу: каждая нота мелодии предельно выразительна! Непрерывное tempo rubato, большое разнообразие динамики. 'Спокойно, но не утрачивая свободы' - так определяет Владимир Владимирович желаемый характер исполнения этой прелюдии. Конечно, сохранившаяся запись может дать лишь самое отдалённое представление о Софроницком-педагоге и тем более - пианисте. Я понимал это и в последующие годы надеялся записать уроки Владимира Владимировича на более совершенной аппаратуре. Но все попытки оказались безрезультатными: очень требовательный к себе и к ученикам, Владимир Владимирович всякий раз оказывался недоволен и просил размагнитить ленту. Вот почему сделанная второго октября 1954 года запись урока оказалась единственной. Фото автора |
Звуковая страница 6 - В.В.Софроницкий на уроке и в концертном зале. Скрябин. Прелюдия ? 4, соч. 11.