Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

Янка БРЫЛЬ

ПОИСКИ СЛОВА

 (окончание, начало на пред. странице)

...счетоводом? Одно я твердо знаю: в нашем мире было бы еще на одного хорошего человека больше. И как бы любил он родное дело, родное поэтическое слово!.. На том праздничном майском вечере несколько слов об Алесе мне помешало сказать до конца, по-мужски, пушкинское стихотворение, даже не всё то стихотворение, а отдельные, очень соответствующие моему настроению строки, которые сами, невольно, как звуки почти неслышимого реквиема, всплыли в болезненно обостренной памяти:

   Грустен и весел вхожу, ваятель, в твою мастерскую...

   Грустен гуляю: со мной доброго Дельвига нет...

   Как бы он обнял тебя! как бы гордился тобой!

   Алесь. известно, не Дельвиг, а я, тем более известно, не Пушкин. Дело только в одном. Если бы и он, один из самых близких друзей моей юности, не погиб за тех, что живут, сегодня мне очень хорошо было бы вместе с ним радоваться приходу нового в нашу литературу. Он умел так радоваться. Я знаю его. Я помню ту зимнюю полночь, сквозь тихий, щедрый, но очень уж свойский, уютный свет вновь зажжённой в нашей хате лампы, сквозь молодую свежесть холодной воды, которую глаза мои приняли хоть и не так уж сразу, но все же охотно, сквозь даль трёх с половиной десятилетий я не просто припоминаю, а выразительно вижу его умную, добрую улыбку, слышу его слова, которые только тогда, только один раз в жизни показались мне суровыми. Да и то ненадолго.

   Ты меня так уже, видно, печаль моя, и не покинешь?..

* * *

   'Унять старую ведьму!' - сказал Пугачёв. Тут молодой казак ударил её саблею по голове, и она упала мёртвая на ступени крыльца'.

   В чем тайны, в чем законы мастерства? Почему казак молодой? Одно бесспорно, если бы её, старую женщину, ударил не молодой - было бы значительно слабее. Может, и не запомнилось бы так с детства. Ведь я и привожу по памяти.

 

   Вчера, после нелёгкого дня служебной суеты, поздно вечером мне очень захотелось Паустовского... 'Золотой розы' не нашёл, взял на ночное чтение 'Близкие и далёкие'.

   'Самое трудное в смерти для тех, кто жить остался дальше, заключается в том, что они не успели сказать умершему то главное, что чувствовали и думали о нем. Любящие, как всегда, опоздали. Непонятная застенчивость сжимала им губы. И теперь он, конечно, никогда не узнает, как бескорыстна была их любовь'.

   Так говорил он о смерти, о чувствах других...

 * * *

    У неписателей, когда им иногда хочется написать что-нибудь, вырываются чудесные, большой художественной силы детали, подсказанные жизнью.

   Четырнадцатилетняя девочка несёт на кладбище маленького брата. Гражданская война, отца застрелили белые, мать где-то в командировке. 'Я завернула его в простыню и понесла на кладбище. День был жаркий, но я дрожала вся от холода этого маленького мёртвого тельца'.

 * * *

   Утром, встав от письменного стола, почему-то вдруг вспомнил, что 'Матушка, голубушка, солнышко моё' - любимая песня Пушкина. От этого она ещё ближе и краше. К народному чуду подключается весь чудесный пушкинский мир - любовь загорается от любви, свет сливается со светом.

Авторизованный перевод с белорусского Дм.Ковалёва

 
 

МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИСТОРИИ

Рисунки Е.Шабельника

 

На главную страницу