|
|
Ст.СЛАВИЧ
Не помню уже, как долго ковырялся я в
земле древнего городища. Мне хотелось найти ручку от амфоры с клеймом
гончара. Множество таких ручек я видел в похожем на сарай хранилище
керченского музея. Мелкими, широкими, угловатыми буквами на обожжённой
глине были написаны непонятные, но, как тут же оказывалось, очень
простые слова: имя гончара и название города.
К тому времени я успел побывать на
местах, где некогда были Мирмекий, Пантикапей, Херсонес, 'Прекрасная
Гавань' и другие славные города. Не раз слушал я споры о таврах, антах,
скифах, листригонах, генуэзцах и венецианцах, готах, о происхождении
караимов (действительно ли они потомки хазаров?) и уже отсмеялся своё,
читая в караимских книгах серьёзные исследования о том, на сколько носы
караимских женщин длиннее или короче носов евреек.
Я даже осмеливался высказать свою
собственную точку зрения на то, где именно в Крыму оказалась Ифигения
после того, как её папа Агамемнон так неудачно пытался принести дочку в
жертву богам. Конечно же, это место - Партенит!
Одним словом, я вполне созрел для
желания иметь ручку амфоры с клеймом древнего гончара. Украсть её в
музее (и значит, обеднить лучшую в стране коллекцию) я не решился.
Оставалось добыть самому. И вот я оказался на древнем городище.
Судя по всему, наши предшественники на
этих берегах не брезговали радостями жизни - любили выпить и закусить.
На исковыренной окопами земле (во время минувшей войны здесь шли
жестокие бои) повсюду валялись обломки амфор. Они торчали в тёмно-бурой,
уже покрывшейся зеленью земле, как кусочки моркови в винегрете.
Я рылся долго. Ручки попадались.
Много. Но такой, как мне нужно, с клеймом, я не находил. Я наткнулся на
гнездо с крохотными яичками, на два или три охваченных работой
муравейника, нашёл человечью берцовую кость. Кость была легка и ломка,
будто долго пробывший в воде и затем высохший на жарком берегу кусочек
дерева.
Кто знает, сколько я просидел над
черепком с тоненькой, будто проколотой шилом дырочкой. Откуда эта
аккуратная дырочка? Её пробила сама жизнь - нежная и беззащитная
былинка, неудержимо рвавшаяся из семени к солнцу. Светло-зелёный
стрельчатый лист молодой травы оказался тем копьём, которое пронзает
насквозь даже камни. Чудо!
Ручки с клеймом я так и не нашёл. А
ведь она там была. Обязательно была. Она просто меня не дождалась.
Городище некогда было огромно, его съело постоянно подмывающее высокий,
обрывистый берег море. Берег и сейчас сыпался, рушился. Я не решился
подойти к его ненадёжному краю. Как я жалею об этом сейчас! Может быть,
в ту минуту на этом краю ещё лежал пламенеющий черепок с автографом, с
адресованным мне из тьмы веков приветом неизвестного мастера. Мастер так
и остался не известным ни мне, ни кому-либо другому. До сих пор жалею,
что не решился подойти к краю обрыва.
...Выступ мыса был подчёркнут на суше
полуистёршейся ломаной линией окопов. Эти окопы, должно быть, прикрывали
артиллерийскую батарею. Я легко нашёл места, где некогда стояли пушки.
Их даже не пришлось искать. Я просто пришёл сюда, выковыривая из земли
черепок за черепком. При этом иногда попадались покрытые
голубовато-зелёной медной ржавчиной винтовочные патроны. Очевидно,
батарею пришлось защищать с суши.
Да, батарею отчаянно защищали. Это
было видно по воронкам. В одной из них я подобрал осколок снаряда.
Я никогда не покупал сувениров. Как
нищий или старьёвщик, я почти всегда хожу пешком. Моё богатство -
надежда. Всякий раз, идя после шторма по пустынному берегу (а сколько
раз я ходил так вот!), я надеюсь, верю, что море выбросит для меня
что-нибудь необыкновенное. Я довольствуюсь камнем или раковиной, я беру
их, как векселя, по которым жизнь со мной расплачивается печальными или
весёлыми историями. А большего мне и не надо.
Я подобрал осколок и решил осмотреть
торчавшее из земли на самом краю городища странное сооружение. Вначале
мне показалось, что это железобетонный колпак дота, в действительности
же то был большой, глубоко уводящий в землю бункер. В верхней части его,
по-видимому, когда-то стояло орудие береговой обороны. Сейчас в бетоне
торчали ржавые болты, в трещинах поселилась худосочная трава. Массивная
стальная дверь, которую можно было задраивать изнутри, была искорёжена
взрывом и открыта.
Горько и светло делается, когда
чувствуешь себя одинокой маленькой планетой или, скорее, пулей, которой
кто-то выстрелил в пространство. Об одиночестве говорят обрывистые
берега, пустое, будто только что сотворённое море, готовая разродиться
весенними травами степь...
Маленькая планета, орбита которой
никем не рассчитана, пылинка мироздания - вот кто ты такой. Разве не
смешно, что ты пытаешься осмыслить весь огромный мир? И, однако, этого
не отнять у тебя, как не лишить обожжённую глину её цвета.
Но кто сказал, что ты здесь один? На
стене бункера написано: 'Здесь были туристы из Мелитополя'. От каждой
буквы вниз уходят потёки краски. Наверное, где-то валяется пустая банка.
Её найти легче, чем клеймёную ручку амфоры. Не нужно даже искать.
'Это место посетили студенты ХПИ'.
'Эля + Виктор = ?'
'Профессор Коловаленко - сволочь'.
Надписи были на искорёженной взрывом
стальной двери, на стенах и потолке, на бетонной площадке и лестнице. Я
продирался сквозь них на дно бункера.
Над притолокой низкого, похожего на
дыру входа мелькнуло: 'Здесь были мы с Клавой'. О, чёрт!
Впереди была темнота.
Я сделал несколько осторожных шагов.
Зажёг спичку. Артиллерийский погреб. Пусто. Стены выщерблены. Похоже,
автоматными очередями.
Как быстро сгорают спички! Я подошёл к
дальней стене. На ней тоже что-то нацарапано. Опять автографы туристов?
Я зажёг спичку, наклонился и прочёл: 'Здесь убит капитан Шевцов. 1942'. |