|
|
ТЕАТР 'КРУГОЗОР'
РАССКАЗЫВАЕТ НАРОДНЫЙ АРТИСТ СССР
Б.Н.ЛИВАНОВ
Выбрать иную, не театральную,
профессию мне было бы трудно. Я вырос в актёрской семье. Сызмальства
любимым занятием была игра в театр. Моя мать, гуляя со мной, часто
проходила мимо Художественного театра и, показывая на него, говорила:
- Если станешь артистом, то
обязательно таким, чтобы приняли в 'художественники'.
Правда, я мечтал стать ещё и моряком -
уж очень нравилась мне морская форма. Позже это желание сбылось: на
сцене и в кино я был моряком буквально во всех чинах - от матроса до
командующего флотом. И был польщён, когда, 'дослужившись' до звания
фельдмаршала, получил награду - офицерский кортик.
Во МХАТ я пришёл в 1924 году. Пришёл
гордый тем, что меня приглашают сразу на роль Чацкого. Когда меня
принимали, К.С.Станиславский был за границей. После его возвращения
вновь принятых представляли ему. Подошла моя очередь. Константин
Сергеевич посмотрел и сказал:
- Вы очень красивый молодой человек.
Я промолчал, но в душе был с ним,
конечно, абсолютно согласен. Станиславский усмехнулся и продолжал:
- Знаете что? Подождите с 'Горем от
ума'. У вас получится не Чацкий, а этакий герой-любовник в роли Чацкого.
Сыграйте сперва что-нибудь острохарактерное.
Не будь этого разговора, артиста из
меня бы не вышло. Нет ничего пошлее, когда актёр рассчитывает в основном
на свои внешние данные. Да и само понятие 'характерность' включает в
себя отнюдь не умение приклеивать нос из гумоза. Характерность - это
прежде всего глубокое проникновение в душевный мир персонажа и
органическое воплощение его индивидуальных качеств во внешнем облике.
Всё это я понял, разумеется, много
позже, сыграв и Чацкого, и Альмавиву, и Ноздрёва, Забелина в
'Кремлёвских курантах', чеховского Астрова. А тогда... Тогда я начал с
персонажей, о которых Станиславский мягко сказал, что слово 'герои' к
ним не очень подходит. Продажный, трусливый журналист Бондезен из пьесы
Гамсуна 'У врат царства', потом Аполлос из леоновского 'Унтиловска' -
'земноводная личность', у которой представление о мире не выходит за
черту своего городка.
Первая моя большая 'положительная'
роль - в пьесе А.Афиногенова 'Страх': казах-пастух, ставший научным
работником. Звали его Кимбаев. Необходимых в себе данных для этой роли я
не находил. И тогда решил найти своего Кимбаева в жизни. В одном из
московских институтов познакомился с аспирантом-казахом. Ничего не
говорил ему о своих намерениях, а просто решил с ним подружиться. Скоро
он стал моим постоянным гостем. Мы разговаривали часами, и я, как
говорят актёры, 'раздевал его характер'.
Свои пристрастия в искусстве я смог бы
выразить двумя словами: всё сильное - сильные эмоции, сильные
человеческие характеры. Поэтому одним из самых любимых моих героев на
сцене стал Швандя.
К тому времени, когда МХАТ обратился к
пьесе 'Любовь Яровая', она уже десять лет шла в Малом театре. Там Швандю
замечательно играл Ст.Кузнецов. Конкурировать с ним было немыслимо. И я
стал думать, как бы сыграть эту роль по-своему. Подумал: а кем бы стал к
1936 году бывший матрос? Наверное, он научился бы грамоте и работал бы
директором завода или окончил военную академию. Мне захотелось показать
его не просто отважным и удалым 'братишкой', а страстным, убеждённым
борцом за революцию. Но я почувствовал, что слов в пьесе мне для этого
не хватает, и пошёл к автору...
Рисунок В.Щапова
Фото И.Александрова |
Звуковая страница 8 - Театр 'Кругозор': народный артист СССР Борис Ливанов.