Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

Страница 3

НА ПЕРЕКРЁСТКЕ МНЕНИЙ

ОБЫКНОВЕННЫЕ ВУНДЕРКИНДЫ?

...с гипнологом В.Л.Райковым? Во-первых, как из неспособных и малоспособных сделать более способных. Во-вторых, как обучать (и быстрее) неспособных или малоспособных, 'репродуцировать' отсутствующую или дремлющую способность. И результаты, которые, кстати, уже освещались и в прессе, и на телевидении, разительные.

Но влияние гипноза - лишь один из методов. Пути, приемы, формы воздействия на мышление многообразны - их ищет, над ними работает наша наука.

Никто, конечно, не собирается делать из каждого Репина, Глинку или Циолковского. Пора уже отказаться от валового подхода! К сожалению, этому мешают укоренившиеся стереотипы. Например, вульгарно трактуемое равенство людей при социализме. Равенство социальное стало восприниматься как 'одинаковость' и в духовной сфере. Возьмем педагогику. Один из распространенных стереотипов в школе такой: раз семилетний школьник - учащийся младшего класса, значит, и все ребята этого возраста тоже должны быть школьниками только младшего класса. И для всех одна программа обучения. В результате более способные и подготовленные дети не получают должного развития. Не 'убиваем' ли мы таким образом будущих Моцартов?

- Вы имеете в виду вундеркиндов? Ведь это в связи с изучением их психики пришли к своим целям, как говорится в журнале 'Америка', 'бросающие вызов' теоретики.

- Я имею в виду одаренных детей! Если хотите, 'обыкновенных вундеркиндов'. Потому что слово, которое ещё употребляется для обозначения явления, о котором идет речь, вскоре вовсе исчезнет из нашей лексики. Чудо-ребенок? Еще Максим Горький (помните его статьи 'Мальчик', 'Мальчики и девочки'?) заметил, как много в нашей стране не по годам развитых ребят! И очень сетовал на собратьев по перу, что 'пресса не сумела отметить значение опыта'. А что изменилось с тех пор?

Есть у нас опыт создания школ-интернатов по математике, физике, другим естественным наукам. А почему нет по гуманитарным? Помню, когда я ходил в школу, был у нас ученик, которого хотели исключать за двойки по математике: вместо того чтобы учить бином Ньютона, он писал стихи. Теперь этот мальчик - известный драматург. Думаю, мой бывший одноклассник Михаил Рощин не обидится на меня за то, что я оглашаю 'дела давно минувших дней'.

А одарённых детей сейчас, конечно же, гораздо больше, чем в горьковские, тридцатые, да и в мои школьные годы!

- Так, может быть, в наше время перестройки надо ускорить и этот процесс? Могли бы помочь делу специальные тесты, например? Ведь практикуют же их во многих странах.

- Я ждал этого вопроса. Сейчас мы и 'сломаем' тот рояль, помните? Основная беда тестов в том, что возможности их невысоки. И могут происходить парадоксальные вещи: по результатам тестовых испытаний человек, скажем, признается годным заниматься той или иной деятельностью. Он овладевает профессией, и тут... у него ничего не получается! Или - наоборот. Вот почему опасно по итогам предварительных испытаний ставить, как говорится, крест на человеке.

Но и в США, да и в других странах немало критиков системы тестов. Ученые понимают, какие здесь открываются возможности для социальных злоупотреблений, например, для обоснования расизма. Вдумайтесь только, куда это ведёт: дети, которые живут в разных социальных условиях, объявляются и различными по способностям. И для тех, чьи родители относятся к низшим слоям общества, кто к тому же еще и 'провалился' на испытаниях тестами, дорога дальше закрыта. Разве это не крушение инструмента, на котором еще не сыграли ни одной ноты?!

В своё время я проходил стажировку в Гарвардском университете, в Центре по изучению познавательных процессов, руководимом Д.Брунером. Он тогда занимался с малышами и убедился, что практические действия ребенка в его взаимодействии с внешним миром, общении со взрослыми - это те факторы, которые и порождают умственные вообще и познавательные, в частности, возможности человека. И я признателен судьбе, что она свела меня с учёным, который представляет то прогрессивное направление в американской психологии, чьи идеи в решении общих проблем развития умственных способностей не только по духу своему истинно гуманны, но и совпадают с идеями, выдвигаемыми советскими психологами.

На этой, в общем-то мажорной, ноте мы и задержимся. А разговор продолжим на звуковой странице, где вы встретитесь с девочкой и мальчиками. Один из этих мальчиков, кстати, недавно опубликовал такие стихи: 'Я читаю газету. В ней, в заголовках и многих строчках, выделяется слово, крупней, горячее других - ПЕРЕСТРОЙКА. Нет, не лозунг парадный, не гром пустословов с трибунных высоток - нынче ставят вопросы ребром и не любят начальственных ноток...'

Беседу записал Р.АРСЕНЬЕВ

 В характере этих ребят из 698-й московской школы есть общая черта - увлечённость. Их любимое дело - авиамоделирование. Наверное, не каждый из них станет инженером или конструктором, но стремление к творчеству созиданию и поиску они пронесут через всю жизнь.

Фото А.ЛИДОВА

 

На четвёртой звуковой странице вы услышите писателя Леонида Зорина, тринадцатилетнего студента МГУ Данилу Пигилова, пятилетнего математика Женю Численко, юного композитора Машу Мартынову.

 

Звуковая страница 4 - Не убивайте Моцартов.

На главную страницу