|
Страница 3 НА ПЕРЕКРЁСТКЕ МНЕНИЙ ОБЫКНОВЕННЫЕ ВУНДЕРКИНДЫ? ◄...с гипнологом В.Л.Райковым? Во-первых, как из неспособных и малоспособных сделать более способных. Во-вторых, как обучать (и быстрее) неспособных или малоспособных, 'репродуцировать' отсутствующую или дремлющую способность. И результаты, которые, кстати, уже освещались и в прессе, и на телевидении, разительные. Но влияние гипноза - лишь один из методов. Пути, приемы, формы воздействия на мышление многообразны - их ищет, над ними работает наша наука. Никто, конечно, не собирается делать из каждого Репина, Глинку или Циолковского. Пора уже отказаться от валового подхода! К сожалению, этому мешают укоренившиеся стереотипы. Например, вульгарно трактуемое равенство людей при социализме. Равенство социальное стало восприниматься как 'одинаковость' и в духовной сфере. Возьмем педагогику. Один из распространенных стереотипов в школе такой: раз семилетний школьник - учащийся младшего класса, значит, и все ребята этого возраста тоже должны быть школьниками только младшего класса. И для всех одна программа обучения. В результате более способные и подготовленные дети не получают должного развития. Не 'убиваем' ли мы таким образом будущих Моцартов? - Вы имеете в виду вундеркиндов? Ведь это в связи с изучением их психики пришли к своим целям, как говорится в журнале 'Америка', 'бросающие вызов' теоретики. - Я имею в виду одаренных детей! Если хотите, 'обыкновенных вундеркиндов'. Потому что слово, которое ещё употребляется для обозначения явления, о котором идет речь, вскоре вовсе исчезнет из нашей лексики. Чудо-ребенок? Еще Максим Горький (помните его статьи 'Мальчик', 'Мальчики и девочки'?) заметил, как много в нашей стране не по годам развитых ребят! И очень сетовал на собратьев по перу, что 'пресса не сумела отметить значение опыта'. А что изменилось с тех пор? Есть у нас опыт создания школ-интернатов по математике, физике, другим естественным наукам. А почему нет по гуманитарным? Помню, когда я ходил в школу, был у нас ученик, которого хотели исключать за двойки по математике: вместо того чтобы учить бином Ньютона, он писал стихи. Теперь этот мальчик - известный драматург. Думаю, мой бывший одноклассник Михаил Рощин не обидится на меня за то, что я оглашаю 'дела давно минувших дней'. А одарённых детей сейчас, конечно же, гораздо больше, чем в горьковские, тридцатые, да и в мои школьные годы! - Так, может быть, в наше время перестройки надо ускорить и этот процесс? Могли бы помочь делу специальные тесты, например? Ведь практикуют же их во многих странах. - Я ждал этого вопроса. Сейчас мы и 'сломаем' тот рояль, помните? Основная беда тестов в том, что возможности их невысоки. И могут происходить парадоксальные вещи: по результатам тестовых испытаний человек, скажем, признается годным заниматься той или иной деятельностью. Он овладевает профессией, и тут... у него ничего не получается! Или - наоборот. Вот почему опасно по итогам предварительных испытаний ставить, как говорится, крест на человеке. Но и в США, да и в других странах немало критиков системы тестов. Ученые понимают, какие здесь открываются возможности для социальных злоупотреблений, например, для обоснования расизма. Вдумайтесь только, куда это ведёт: дети, которые живут в разных социальных условиях, объявляются и различными по способностям. И для тех, чьи родители относятся к низшим слоям общества, кто к тому же еще и 'провалился' на испытаниях тестами, дорога дальше закрыта. Разве это не крушение инструмента, на котором еще не сыграли ни одной ноты?! В своё время я проходил стажировку в Гарвардском университете, в Центре по изучению познавательных процессов, руководимом Д.Брунером. Он тогда занимался с малышами и убедился, что практические действия ребенка в его взаимодействии с внешним миром, общении со взрослыми - это те факторы, которые и порождают умственные вообще и познавательные, в частности, возможности человека. И я признателен судьбе, что она свела меня с учёным, который представляет то прогрессивное направление в американской психологии, чьи идеи в решении общих проблем развития умственных способностей не только по духу своему истинно гуманны, но и совпадают с идеями, выдвигаемыми советскими психологами. На этой, в общем-то мажорной, ноте мы и задержимся. А разговор продолжим на звуковой странице, где вы встретитесь с девочкой и мальчиками. Один из этих мальчиков, кстати, недавно опубликовал такие стихи: 'Я читаю газету. В ней, в заголовках и многих строчках, выделяется слово, крупней, горячее других - ПЕРЕСТРОЙКА. Нет, не лозунг парадный, не гром пустословов с трибунных высоток - нынче ставят вопросы ребром и не любят начальственных ноток...' Беседу записал Р.АРСЕНЬЕВ В характере этих ребят из 698-й московской школы есть общая черта - увлечённость. Их любимое дело - авиамоделирование. Наверное, не каждый из них станет инженером или конструктором, но стремление к творчеству созиданию и поиску они пронесут через всю жизнь. Фото А.ЛИДОВА
На четвёртой звуковой странице вы услышите писателя Леонида Зорина, тринадцатилетнего студента МГУ Данилу Пигилова, пятилетнего математика Женю Численко, юного композитора Машу Мартынову. |
Звуковая страница 4 - Не убивайте Моцартов.