|
Страница 11 МАСТЕРА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА РЯДОМ С ДОН КИХОТАМИ Вокруг каждого крупного режиссёрского имени - своя атмосфера, или 'аура', как теперь любят говорить. Витает она и вокруг имени Андрея Александровича Гончарова и его театра - Театра имени Владимира Маяковского. Театралы старшего поколения помнят другое его название - Театр Революции. Рождённый Октябрем, он всем своим существом отвечал духу и требованиям новой эпохи. Поиск новых тем, нового героя, новых средств сценического языка - так определил задачи этого театра его основатель Вс.Мейерхольд. В разное время у руля театра стояли режиссёры А.Д.Попов, Ю.А.Завадский, Н.П.Охлопков - продолжатели традиций Мейерхольда. Когда в 1967 году театр возглавил А.А.Гончаров, у него уже был за плечами опыт известных постановок на московских сценах. А до этого - учёба в ГИТИСе, прерванная войной, бои в конной разведке, тяжёлое ранение, госпиталь и, наконец, возвращение в строй - руководителем фронтового театра. - Жизнь наша полна конфликтов, - любит повторять Гончаров, - их много в нашей театральной повседневности, не хватает их только драматургии. Действительно, длительное время театральная литература была лишена конфликтности, хотя именно конфликт лежит в основе драматургии, спектакля, театра. 'Борьба ангелов с архангелами', - печально шутит Андрей Александрович по поводу конфликта хорошего с отличным на театральной сцене, вспоминая полупустые залы 50-х годов. Режиссёр считает, что его поколению не повезло. Найти своего драматурга в период, который теперь именуют застойным, было нелегко. Застой, по его мнению, это не тридцать лет, как принято думать, а все пятьдесят. Но и в этот труднейший период жизни театра Гончаров отстаивал право художника говорить своим голосом. Он был первооткрывателем булгаковского 'Бега', одним из первых проложил путь на нашу сцену драматургии Т.Уильямса, обратился к историко-философским произведениям Э.Радзинского. Гончаров стремился на историческом материале разрабатывать важнейшие нравственные проблемы. Спектакль 'Театр времен Нерона и Сенеки' по пьесе Э.Радзинского - страстное обвинение конформизму, социальной инертности, вольно или невольно поощряющим зло. Нерон - это в известном смысле предтеча нынешних претендентов на мировое господство. И тема обличения деспотизма, тирании, обывательского равнодушия представляется режиссёру необычайно актуальной. 'Театр начинается с поисков того, что беспокоит сегодняшнего человека, что его серьёзно волнует, - размышляет Гончаров. - Когда я читаю новую пьесу, то прежде всего задаю себе вопрос: зачем, ради чего она написана и действительно ли нужна людям сегодня? Решающей для меня всегда является социальная значимость темы, актуальность нравственной проблематики'. Человек с верой, человек с идеалами - вот герой театра Гончарова. Не случайно он поставил пьесу о Сократе - одном из первых законодателей нравственности, который предпочёл умереть, но не отречься от своих принципов. Оттого так долго живёт на сцене театра Дон Кихот с его романтической верой в добро и справедливость. 'Искусство держится на Дон Кихотах, на одержимых', - утверждает Гончаров. Для него шукшинские герои - странные люди, чудаки, охваченные поэтической мечтой, - тоже Дон Кихоты. Конечно, рядом с Дон Кихотами всегда беспокойно, тревожно. Своим бесстрашием, благородными поступками они и от нас требуют максимального, высшего напряжения духа. Борьба духовности с бездуховностью - ведущая тема театра. Благородство, высокая культура чувств, нравственная стойкость и чистота в непримиримой борьбе с воинствующим мещанством, своекорыстием, бездумной растратой времени, сил, жизни. Задача резкого противопоставления высоких и низменных начал жизни увлекла Гончарова и в лесковской 'Леди Макбет Мценского уезда', и в пьесе Т.Уильямса 'Трамвай 'Желание'. - Нам хотелось выступить против вселенского хамства, рассказать о стремлении героини Бланш Дюбуа успеть спрыгнуть с подножки известного 'Трамвая 'Желание', чтобы вновь обрести себя в жизни. Вот материал для постижения внутреннего мира человека, столь нужный современному театру, - вспоминает режиссёр об этой работе. Каждый раз, приступая к созданию нового спектакля, Гончаров стремится определить его интонацию. Интонация спектакля для режиссёра - это сегодняшний способ отражения и осмысления конкретного жизненного явления. Разве интересна современному зрителю мелодрама купца Ванюшина из пьесы С.Найдёнова? Прошло время, и сегодня разговор на тему распада купеческой семьи предполагает другие смысловые акценты. И потому Гончаров исследует прежде всего невежество и его последствия в ванюшинских детях, рождение уродливых форм мещанства, корежащих человеческую душу. Эту же тему духовного падения стяжателей режиссёр предложил и в спектакле 'Банкрот' по пьесе А.Островского 'Свои люди - сочтёмся'. Слова Герцена об этой пьесе - 'крик гнева и ненависти против русских нравов' - стали идейной основой спектакля-фарса, острого, злого и веселого, обличающего жестокость и нелепость мира частнособственнических страстей, его бездуховность, грубость. Гончаров убеждён, что ни публицистика, ни массовая культура не должны быть предметом театральной выразительности, хотя театр и ставил публицистические пьесы Г.Боровика. 'Нельзя публицистику избирать главным направлением театра, - говорит Андрей Александрович. - Театр интересен прежде всего постижением человека. Человек, его существование - вот единственное, что по-настоящему увлекает зрителей. 'Образ спектакля' рождается в первую очередь через актёра, его умение, воспринимая материал пьесы, яростно присвоить его себе и уже от своего имени активно и заразительно передать зрителю'. И эту заразительную ноту Андрей Александрович Гончаров всегда находит у молодежи. Его курс в ГИТИСе, где он преподает уже 50 лет, стал экспериментальной площадкой для театра. Нередко спектакли, родившиеся в стенах института, затем обретали полнокровную сценическую жизнь в театре. Одна из последних таких студенческих работ - дипломный спектакль выпускников ГИТИСа 'Завтра была война' по повести Б.Васильева - также была перенесена на малую сцену театра. Способность слушать время для Гончарова - главный побудитель диалога со зрительным залом. И здесь для него служит примером его учитель - А.М.Лобанов, которому он посвятил не одну страницу в своей книге 'Режиссёрские тетради'. Кому адресована эта книга? Профессионалам или просто интересующимся древним и загадочным искусством театра? Всем. Потому что это не пособие по режиссуре, а страстная режиссёрская исповедь. В ней зримо угадывается автор - умный, вдохновенный, застенчивый, задумчивый и весёлый художник. И.СМИРНОВА Андрей Александрович Гончаров на минуту вышел из зала. За дверью продолжается репетиция: Фото Л.ЛАЗАРЕВА 'Мы, наверное, рано отказались от традиций русского психологического театра, от сложных образных систем, рождённых Вахтанговым, Таировым, Мейерхольдом и, конечно же, Станиславским и Немировичем-Данченко...' - размышления А.А.Гончарова об острых проблемах театрального искусства и фрагмент его репетиционной работы над 'Закатом' Бабеля вы услышите на шестой звуковой странице. |
Звуковая страница 6 - А.Гончаров: театр - кафедра жизни.