|
Страница 6 ТОВАРИЩ-ПЕСНЯ БАРДЫ В ПОГОНАХ Здравствуй, дорогой 'Кругозор'! Покупаю, читаю и слушаю тебя от 'корки до корки'. А.взялся за перо впервые. Недавно в ?9 я прочитал материал В.Верстакова о ребятах, исполняющих свой интернациональный долг. А на звуковой странице - 'Афганский песенный дневник'. Побольше бы таких материалов. Ей-богу, наши воины, не щадящие жизни, чтобы остаться верными присяге, интернациональному долгу, заслуживают и уважения и заботы всего нашего народа. Горько читать о людях, которые забывают об этом. Продолжайте это благородное дело. Почаще рассказывайте о героизме наших бойцов, почаще знакомьте с их самодеятельными песнями. Т.Дергунов, г.Новосибирск
Пронесётся пыль в Афганистане, Вихрем чьи-то жизни прихватив. Пусть им вечным памятником станет Этой песни простенький мотив.
Сегодня, в ставшее уже широким и многогранным понятие 'авторская песня' всё увереннее входит своеобразный песенный дневник, рождённый тревожными солдатскими буднями среди тех, кто выполняет свой ратный долг в Афганистане. Песни эти дороги прежде всего искренностью, открытостью чувств. В них воспевается героизм и мужество молодых воинов, наших современников. Как солдаты, вернувшиеся из боя, они говорят о самом сокровенном. И гитара, та самая гитара, которая для многих была чуть ли не олицетворением инфантильности молодёжи, заговорила о самом дорогом - о долге, мужестве, Родине. В 'афганских', как их называют, песнях четко проявляется жизненная позиция героя, молодого человека, впервые попавшего в суровую боевую обстановку. Конечно, у всех этих песен есть свои авторы-барды в погонах, хотя авторство далеко не всех текстов мне удалось установить. Бытуют песни на стихи военного журналиста капитана Николая Кирженко, политработника подполковника Валерия Ковалёва. Стали песнями многие стихи армейских поэтов лейтенанта Александра Стовбы и подполковника Виктора Верстакова. А с магнитофонных кассет разносится чистый, тревожный голос разведчика, лейтенанта Августа Лебедева, награжденного орденами Красного Знамени и Красной Звезды, погибшего на горячей афганской земле. Песни его продолжают жить и волновать нас. Во многих этих 'простеньких' мелодиях и словах светится чистая нежная человеческая душа. Её не огрубили, а закалили военные испытания. 'Афганские' песни имеют свою собственную природу бытования. Передаются они главным образом не из уст в уста, а записанными на магнитофонные кассеты. Причем каждая кассета представляет собой своеобразный концерт с чередованием стихов, звукового фона - автоматные очереди, рёв моторов боевых машин, крики муэдзинов, бой кремлёвских курантов - и собственно песен. Записанные на магнитофонные плёнки в боевой обстановке, они приобрели силу поэтических документов. Что касается музыкальной стороны, то она в них как бы несколько приглушена лирической силой текстов. Исполнители озабочены больше тем, что сказать. Песня - растение прихотливое. До поры как бы дремлющая, неслышимая среди других ритмов жизни, она пробуждается, когда душа взволнуется глубоким чувством, когда возникнет потребность излиться ей в печали и радости. И тогда незамысловатый песенный мотив, тихий гитарный перебор становятся слышнее ансамблей, оснащённых оглушающей техникой. Пётр ТКАЧЕНКО
На восьмой звуковой странице - песни, рождённые на земле Афганистана: 'Шли сегодня танки' и 'Кукушка' (В.Кочетков, Ю.Кирсанов). Исполняет ансамбль 'Каскад'.
ИЗ АФГАНСКИХ ДНЕВНИКОВ
Наш народ глубоко уважает тех, кому довелось нести воинскую службу в Афганистане... Память о тех, кто погиб в Афганистане смертью храбрых, для нас священна. М.С.ГОРБАЧЁВ
Шли ожесточённые бои близ кишлака Малям-Гулям, что под Ханабадом. Был получен приказ выйти к 'зелёнке'1 и замкнуть кольцо вокруг банды. Но головной взвод напоролся на 'духовский'2 опорный пункт: ни укрыться, ни окопаться - окрест лишь затопленные рисовые чеки. Командир взвода лейтенант Лобачевский получил ранение прямо в сердце. - Веришь - нет, - сказал мне майор Новиков, к которому были обращены последние слова лейтенанта, - Лобачевский связывается по рации с КП и докладывает: 'Разрешите выйти из связи. Я убит'. Я верил. Долг сильнее смерти. И история эта была слишком невероятной, чтобы не верить. Смерть на войне - дело обычное. О ней говорят запросто. Порой - с юмором. ('Что жизнь после смерти! Ты ответь мне лучше, есть ли жизнь до смерти?') Никогда не знаешь точно, сколько времени проходит с момента ранения до того, когда начинаешь чувствовать боль.
1 'Зелёнка' - зона зелёной растительности. 2 'Духовский' - душманский.
Иногда - секунда. Иногда - час. Иногда - больше, чем вечность. Командир минометного взвода лейтенант Слюньков определил этот промежуток точно. Получилось, как он говорит, 'строго пять секунд'. 'Духи'1 начали обстрел эрэсами2 Слюньков мигом глянул на часы, чтобы засечь время между вспышкой от пущенного второго снаряда и подоспевшим звуком. В тот самый момент он почувствовал удар в плечо. Удар, но не боль. В суматохе Слюньков не обратил на него внимания. Он продолжал следить за стрелкой, чтобы помножить потом секунды на ЗЗЗ3 и получить расстояние дальности огня. Однако помножить не смог: боль бросилась на него с рёвом локомотива, врывающегося в туннель. - Мне повезло, - сказал он, - плечевое ранение - романтическое ранение. В доказательство он расстегнул ворот и оттянул тельняшку. Романтики было мало. Иногда боль врывается одновременно с осколком. А случается и так,..►
1 'Духи' - душманы. 2 PC - реактивный снаряд. 3 333 м/сек - скорость звука в воздухе. |
Звуковая страница 8 - Афганские песни. Боль и мужество.