Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

Страница 8

МАСТЕРСКАЯ ПОЭТА

ГЛАВНАЯ ТЕМА ТВАРДОВСКОГО

Ленин занимает особое место в творчестве А.Т.Твардовского. Ленинская тема звучит в его поэзии то открыто, публицистически, то подспудно, становясь с годами всё значимее.

Ярко воплотилась она в поэме 'По праву памяти' (опубликованной посмертно), где идеи и сам духовный облик вождя стали главным нравственным и политическим ориентиром в борьбе за демократию и социализм.

Я хочу вспомнить об одной из первых попыток обращения моего отца к ленинской теме, существенной для понимания её дальнейшего развития в творчестве поэта. Речь пойдет о стихотворении 'Ленин и печник', ставшем хрестоматийным. Оно датируется автором 1938-1940 гг. Указал он и на его источник: записанное со слов жителя деревни Горки предание, опубликованное в сборнике 'Творчество народов СССР' (М., 1937).

Это роскошное издание я любила в детстве. Торжественно шуршала папиросная бумага, открывая цветные иллюстрации - изображения предметов народного искусства - от дымковской игрушки до чеканки и вологодских кружев. Особенно красочны и многообразны были портреты И.В.Сталина, рисованные, вытканные на коврах, выжженные по дереву, вырезанные по кости. Сталин в этой приуроченной к двадцатилетию Октября книге главенствовал, шла ли речь о гражданской войне или строительстве социализма.

Фольклорная запись 'Печник', положенная в основу стихотворения, находилась в небольшом разделе, посвященном В.И.Ленину, среди подобных же живых свидетельств тех, кому довелось встречаться с вождем, видеть и слышать его. Таких - непритязательных по форме и содержанию - рассказов, взятых из реальной жизни, среди относящихся к Сталину в книге не было. О 'лучшем друге и ученике Ленина' повествовали здесь сказки и легенды, где он уподоблялся орлу или тигру, заре и солнцу. Возможно, нарочито 'заземлённый' облик Владимира Ильича Ленина в стихотворении А.Твардовского ('лысый, ростом невелик...') возник как невольная антитеза подобным изображениям. Сталин в упомянутом издании вещает о счастье, воцарившемся на советской земле, где 'ночь осталась позади'. Ленин у поэта разговаривает с печником 'про дела, про ту же печь'.

Почему же именно предание 'Печник' остановило внимание А. Твардовского, почувствовавшего в нём тему для стихотворения? Привлекла, несомненно, простота и естественность 'крестьянского рассказа', убеждавшая в его непридуманности. Отец особенно ценил такую безыскусность и искренность исторических свидетельств. Будучи редактором 'Нового мира', он напечатал воспоминания крестьянина-сибиряка Бартова, в апреле 1917 года оказавшегося у Финляндского вокзала среди встречавших В.И.Ленина. Бесхитростное признание Бартова, что он не услышал ленинской речи из-за гула многотысячной толпы, подобного ледоходу, увидел не Ленина, а 'тысячи и тысячи головных уборов', редактор счёл более выразительным и точнее передающим атмосферу встречи вождя, нежели страницы многих мемуаров, где 'по памяти' цитировалась известная ленинская речь, опубликованная в его собрании сочинений.

Свою роль в выборе поэта, думается, сыграло и то, что герой рассказа был печником. Профессия эта в глазах отца была необъяснимо притягательной. Печь в его поэзии - лирической, военной, в сельской хронике - символ очага, дома, семьи, человеческого тепла, а само печное ремесло представлялось занятием особого рода, в котором так важны смекалка и интуиция, а главное - способность к делу, призвание к нему.

Все это в какой-то мере объясняет, почему фольклорная запись о встрече в Горках с Лениным печника, что называется, 'задела за живое', естественно и прочно войдя в планы и замыслы поэта.

Рабочая тетрадь, начатая поэтом в январе 1939 года в Малеевке, открывается первыми строфами стихотворения 'Ленин и печник'. Однако закончить стихотворение в том, 1939-м году так и не удалось. Рассказав о первой встрече печника с Ильичём, которого он, не узнав, ненароком обругал, автор остановился на том, как печник переживает свою оплошность.

 

Звуковая страница 5 - Василий Тёркин против бюрократов.

На главную страницу