|
|
ВРЕМЯ ОТКРЫВАЕТ МАЯКОВСКОГО - Наоборот, даже очень удобным. Обычная вещь для большого таланта. Другое дело, что ему самому было крайне сложно. Эти неудобства создавали и обстоятельства его жизни, и его литературные заботы, и, прямо скажем, политические враги. Они отравляли ему жизнь. И потому он так часто бывал груб и не щадил своих противников прежде всего потому, что они сами его не щадили. Ответная резкость Маяковского - отчего-то мы забываем об этом - как правило, была живой реакцией тонко чувствующей натуры на беспардонные, порой провокационные выпады. - Видимо, это сказывалось и на его характере? - К сожалению, да. Нередко он был угрюм, замкнут, молчалив. И вместе с тем друзья Маяковского знали его и как удивительно нежного человека, готового одарить своей душевной щедростью. - Можно ли отнести эти слова и к его друзьям? - Думаю, что многие из самого близкого его окружения сыграли в жизни поэта далеко не лучшую роль. Нам нет оснований не верить тем оценкам, которые дали им, скажем, Луначарский, Шкловский или Пастернак. Я, например, у интеллигентнейшего Пастернака никогда и ни о ком не встречал таких резких слов, которые он высказал в адрес друзей Маяковского. И всё же Владимир Владимирович до конца своих дней не рвал с этим окружением. Даже после того, как он вступил в РАПП ** и его недавние сподвижники по ЛЕФу и РЕФу попросту бойкотировали его творчество. Даже в этой обстановке Маяковский пытался найти контакты с Асеевым, ещё с некоторыми поэтами. Странно, не правда ли? Но это и есть одна из тех трудно разгадываемых тайн жизни Маяковского, в анализе которых следует максимально воздерживаться от безапелляционности. Думаю, многие открытия ещё впереди. - Видимо, Александр Алексеевич, с учётом сказанного, нуждается в корректировке и то, как мы знакомим молодёжь с творчеством Маяковского? - Мне не нравится программа средней школы. Маяковского сразу представляют детям как партийного агитатора, горлана, главаря. А ведь путь самого поэта к этому был долог и не прост. Стихотворение о советском паспорте, блистательное по поэтике, публицистическому размаху, - чуть ли не первое, которое заставляют учить семиклассников. Но оно попросту оглушает подростков, не знакомых с подобным поэтическим строем. Лично я начал бы знакомство с молодого Маяковского, двадцатилетнего романтика, написавшего пронзительное: Послушайте! Ведь, если звёзды зажигают, значит - это кому-нибудь нужно? А ещё лучше - с прелестных строф стихотворения 'Скрипка и немножко нервно'. Или, скажем, 'А вы могли бы?'. А вы ноктюрн сыграть могли бы на флейте водосточных труб? Такое поэтическое озорство, брызжущее веселье или простую нежность к животным из 'Хорошего отношения к лошадям' ребятишки воспринимают прекрасно. Это первый ключик в большой связке ключей к творчеству Маяковского. А возьмите знаменитое 'Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче'. В сто сорок солнц закат пылал, в июль катилось лето, была жара, жара плыла - на даче было это. Пригорок Пушкино горбил Акуловой горою, а низ горы - деревней был, кривился крыш корою. Школьники читают это стихотворение - я сам наблюдал - с большим наслаждением, как фантастическую сказку. Пусть они полюбят Маяковского, почувствуют своим, родным. Поэт же - классик пока для школьников не свой, незнакомый, с какой стати ему верить? Они придут к захватывающей дух публицистике, к поэмам, их потрясёт великая вещь, написанная Маяковским уже перед смертью, - поэма 'Во весь голос'. Но всё это будет позже. А сначала, на мой взгляд, надо со всей деликатностью подводить ребят к серьёзной лирике поэта. Он лирик, Маяковский, и так говорил о себе сам. Так давайте раскрывать молодёжи творчество Маяковского во всей его сложности. Тогда-то и возникнет любовь к Маяковскому - не хрестоматийному классику, которого надо 'проходить' в школе, а большому поэту, который не видел границ между тончайшей интимной лирикой и самым высоким гражданским пафосом, когда они целиком отданы революции. ■
* ЛЕФ (Левый фронт искусств) - литературно-художественное объединение, созданное в 1922 году. В 1929 году по инициативе Маяковского было преобразовано в РЕФ (Революционный фронт искусств). ** РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей)- литературная организация, созданная в 1925 году в целях укрепления позиций пролетарских писателей и их мобилизации вокруг задач социалистического строительства. На фото: В.В.Маяковский на выставке рисунков сатиры. 1929 г.; В.В.Маяковский. 1914 г. Всё реже встречаешь людей, которым посчастливилось своими глазами видеть Маяковского, слышать, как он читал стихи, отвечал на записки, разговаривал, шутил. В 1926-1930 годах Маяковский много ездил по Союзу. Организатором его выступлений был П.И.Лавут. Он повсюду сопровождал поэта, и нетрудно представить себе, что память этого человека могла сохранить для истории немало драгоценных подробностей, интересных для всех, кого привлекает неповторимая личность Маяковского. В 1927 году В.В.Маяковский посетил Баку. Сохранилась запись воспоминаний П.И.Лавута о 'бакинском маршруте' поэта, сделанная радиожурналистом Н.Зориным. Слушайте эту запись на четвёртой звуковой странице. |
◄Звуковая страница 4 - Маяковский в Баку. Воспоминания П.Лавута.