Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4
 

ВРЕМЯ ОТКРЫВАЕТ МАЯКОВСКОГО

(начало на стр.8)

- Наоборот, даже очень удобным. Обычная вещь для большого таланта. Другое дело, что ему самому было крайне сложно. Эти неудобства создавали и обстоятельства его жизни, и его литературные заботы, и, прямо скажем, политические враги. Они отравляли ему жизнь. И потому он так часто бывал груб и не щадил своих противников прежде всего потому, что они сами его не щадили. Ответная резкость Маяковского - отчего-то мы забываем об этом - как правило, была живой реакцией тонко чувствующей натуры на беспардонные, порой провокационные выпады.

- Видимо, это сказывалось и на его характере?

- К сожалению, да. Нередко он был угрюм, замкнут, молчалив. И вместе с тем друзья Маяковского знали его и как удивительно нежного человека, готового одарить своей душевной щедростью.

- Можно ли отнести эти слова и к его друзьям?

- Думаю, что многие из самого близкого его окружения сыграли в жизни поэта далеко не лучшую роль. Нам нет оснований не верить тем оценкам, которые дали им, скажем, Луначарский, Шкловский или Пастернак. Я, например, у интеллигентнейшего Пастернака никогда и ни о ком не встречал таких резких слов, которые он высказал в адрес друзей Маяковского. И всё же Владимир Владимирович до конца своих дней не рвал с этим окружением. Даже после того, как он вступил в РАПП ** и его недавние сподвижники по ЛЕФу и РЕФу попросту бойкотировали его творчество. Даже в этой обстановке Маяковский пытался найти контакты с Асеевым, ещё с некоторыми поэтами. Странно, не правда ли? Но это и есть одна из тех трудно разгадываемых тайн жизни Маяковского, в анализе которых следует максимально воздерживаться от безапелляционности. Думаю, многие открытия ещё впереди.

- Видимо, Александр Алексеевич, с учётом сказанного, нуждается в корректировке и то, как мы знакомим молодёжь с творчеством Маяковского?

- Мне не нравится программа средней школы. Маяковского сразу представляют детям как партийного агитатора, горлана, главаря. А ведь путь самого поэта к этому был долог и не прост. Стихотворение о советском паспорте, блистательное по поэтике, публицистическому размаху, - чуть ли не первое, которое заставляют учить семиклассников. Но оно попросту оглушает подростков, не знакомых с подобным поэтическим строем. Лично я начал бы знакомство с молодого Маяковского, двадцатилетнего романтика, написавшего пронзительное:

Послушайте!

Ведь, если звёзды

зажигают,

значит - это кому-нибудь нужно?

А ещё лучше - с прелестных строф стихотворения 'Скрипка и немножко нервно'. Или, скажем, 'А вы могли бы?'.

А вы

ноктюрн сыграть

могли бы

на флейте водосточных труб?

Такое поэтическое озорство, брызжущее веселье или простую нежность к животным из 'Хорошего отношения к лошадям' ребятишки воспринимают прекрасно. Это первый ключик в большой связке ключей к творчеству Маяковского. А возьмите знаменитое 'Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче'.

В сто сорок солнц закат пылал,

в июль катилось лето,

была жара, жара плыла -

на даче было это.

Пригорок Пушкино горбил

Акуловой горою,

а низ горы -

деревней был,

кривился крыш корою.

Школьники читают это стихотворение - я сам наблюдал - с большим наслаждением, как фантастическую сказку. Пусть они полюбят Маяковского, почувствуют своим, родным. Поэт же - классик пока для школьников не свой, незнакомый, с какой стати ему верить? Они придут к захватывающей дух публицистике, к поэмам, их потрясёт великая вещь, написанная Маяковским уже перед смертью, - поэма 'Во весь голос'. Но всё это будет позже. А сначала, на мой взгляд, надо со всей деликатностью подводить ребят к серьёзной лирике поэта. Он лирик, Маяковский, и так говорил о себе сам. Так давайте раскрывать молодёжи творчество Маяковского во всей его сложности. Тогда-то и возникнет любовь к Маяковскому - не хрестоматийному классику, которого надо 'проходить' в школе, а большому поэту, который не видел границ между тончайшей интимной лирикой и самым высоким гражданским пафосом, когда они целиком отданы революции.

 

* ЛЕФ (Левый фронт искусств) - литературно-художественное объединение, созданное в 1922 году. В 1929 году по инициативе Маяковского было преобразовано в РЕФ (Революционный фронт искусств).

** РАПП (Российская ассоциация пролетарских писателей)- литературная организация, созданная в 1925 году в целях укрепления позиций пролетарских писателей и их мобилизации вокруг задач социалистического строительства.

На фото: В.В.Маяковский на выставке рисунков сатиры. 1929 г.;

В.В.Маяковский. 1914 г.

Всё реже встречаешь людей, которым посчастливилось своими глазами видеть Маяковского, слышать, как он читал стихи, отвечал на записки, разговаривал, шутил. В 1926-1930 годах Маяковский много ездил по Союзу. Организатором его выступлений был П.И.Лавут. Он повсюду сопровождал поэта, и нетрудно представить себе, что память этого человека могла сохранить для истории немало драгоценных подробностей, интересных для всех, кого привлекает неповторимая личность Маяковского. В 1927 году В.В.Маяковский посетил Баку. Сохранилась запись воспоминаний П.И.Лавута о 'бакинском маршруте' поэта, сделанная радиожурналистом Н.Зориным. Слушайте эту запись на четвёртой звуковой странице.

 

Звуковая страница 4 - Маяковский в Баку. Воспоминания П.Лавута.

На главную страницу