|
|
В МИРЕ ПРЕКРАСНОГО ГОЛУБЫЕ ДАЛИ СЕВЕРА У Николая Андронова и Натальи Егоршиной во многом сходная биография. Выросли в интеллигентных семьях: отец Андронова - историк математики, мать Егоршиной - преподаватель музыки. Решение стать художниками пришло уже в годы юности. В 1945 году Егоршина уехала из Куйбышева учиться в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.Репина. Андронов поступил в этот институт после окончания средней художественной школы в Москве в 1948 году. Творческая близость определила их дальнейшую судьбу - с 1952 года они живут и работают вместе, Время первых выступлений на выставках совпало со знаменитой 'оттепелью', а юбилей Московской организации Союза художников в 1962 году в Манеже стал драматической вехой их биографии. За ней последовало исключение Андронова на два года из Союза художников. Так молодые живописцы были наказаны за первую попытку самостоятельно решать, кто будет героем их произведений, о чём и как надо говорить со зрителем. 'Плотогоны' Андронова, находящиеся сейчас в Третьяковской галерее, утверждали красоту и героику повседневного труда простых людей. Только сейчас наше общество начинает оправляться от ран, нанесённых искусству чиновниками в годы культа личности. Романтические надежды, с которыми связывалось выступление на выставке, не оправдались. Многие были сломлены, принялись писать кистями репортажи, иллюстрации на заданные темы. Но Андронов и Егоршина не могли уступить ни своих убеждений, ни задач искусства, которым мечтали служить. Годы застоя отвернули массовое сознание от искусства. Художником мог считаться человек, умеющий выразить стереотипные, понятные всем, довольно примитивные представления о жизни и наших людях. Образы Андронова и Егоршиной слагаются в гамму на наших глазах - так возникают поэтические строчки у поэта или мелодия в сознании композитора. Не потребность поучать движет ими, а тот ритм, те токи, которые переполняют их сердца. Как открытие учёного может в корне изменить взгляд на давно привычные явления, так образы подлинного художника меняют саму жизнь многих и многих людей. На полотнах Андронова зритель познаёт опыт оценки себя, предметов и людей, с которыми его столкнула жизнь. Художник утверждает: человек рождён для того, чтобы быть бесконечно счастливым. Не дома или реки изображает он - это сопричастность благодаря увиденным потокам света чему-то прекрасному. Нигде на белом свете нет такого ощущения влажной, холодной природы - русский Север в его полотнах волнует чем-то непостижимым. Искусство для Андронова - возможность посеять искру озарённости в душе каждого. Умение быть поэтом рождает стремление найти в жизни подлинные драмы и события. Такова 'Мёртвая лошадь и чёрная луна (Оплакивание лошади)'. Картина была написана ещё в 1967 году, но уже тогда тревожно предрекала опустение русской деревни. Творчество Андронова - затаённая исповедь, плач о русском Севере художника. Егоршиной словно приносит нам вечный струящийся свет голубого северного неба. Её полотна - это приглашение зрителя прислушаться к своей душе, проникновение в таинственную красоту отражений. Художница 'опредмечивает' чувство любви - к природе, к родным и близким, ко всему окружающему. От картины к картине она повторяет нам: люди, остановитесь, вслушайтесь в себя, в природу, и вы ощутите себя обогащёнными открытием другой, духовной жизни. Её портреты, пейзажи, натюрморты - это лёгкое, поэтическое прикосновение любви, это чудо растворения в природе. Тот, кто хотя бы на мгновение ощутил всю бесконечность поэзии летней северной ночи, на всю жизнь останется верным таланту Егоршиной. Замечательное время пришло сейчас, когда стало уже общим местом осознание ценности каждой неповторимой человеческой жизни. Но пойдём дальше. Что же такое человек? На этот вопрос помогает ответить истинное искусство. Вот почему впервые за многие годы в Москве состоялась персональная выставка Николая Андронова и Натальи Егоршиной. Она стала событием. Евгения ГОРЧАКОВА И.Андронов. 'Рябина на берегу', 'Оплакивание лошади'. Н.Егоршина. 'Окно на Москву-реку', 'Сидящая в кресле'. |