Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

КРУГОЗОР 1966 ? 6 стр. 11

Идут люди и сейчас, но то уж и люди иные... В путь сюда пускаются не просители, а хозяева, и не по бедности душевной, а наоборот, от душевного богатства, от полноты высоких чувств.

Утреннее солнце легло розовым отблеском на белокаменные стены храма, и весь он отразился в зыбкой воде речной старицы. Пролетели над Нерлью чайки-рыболовы, и тогда рядом с недвижным отражением белого здания быстро проскальзывала на воде живая тень, уже иного оттенка белизны. Да ещё облака, похожие на корабельные паруса, неторопливо и важно шли над лугами и рекой. Хорошо было всё это увидеть именно весной, когда речные воды у Покрова холодны и чисты, зелень ещё свежа и нигде не запылилась, и ветром откуда-то приносит острый дух молодых тополиных листьев.

Я стал фотографировать храм со всех сторон, снова и снова дивясь тому гениальному чувству природы, что подсказало строителям поставить одинокий храм именно здесь, в пустынном зелёном лоне полей. И я пытался выделить какие-то главные детали, может быть, более прекрасные, чем всё остальное. В чём секрет, в чём разгадка этой красоты? Что определяет её в этом здании? Может, это чудесная стройность алтарных абсид? Когда стоишь под ними и взгляд скользит вверх по бесконечно нежным, исполненным девичьего изящества линиям камня, они будто оживают, будто дышат... Или, может быть, это сочетание плавного арочного портала с резным белокаменным аркатурным поясом? Или это тонкие окна, прорезающие середину каждой закомары? Или лёгкая главка, грациозно взнесённая над белокаменными плечами храма? Нет, дело, конечно, не в деталях! Невозможно выделить из всей архитектуры здания какие-то особо удавшиеся куски, объяснить очарование целого успехом частностей. Поистине, 'всё в ней - гармония, всё - диво'.

Вместе с тем, храм Покрова-на-Нерли - великолепное инженерное сооружение. Строители позаботились о прочном фундаменте для здания, поставленного в затопляемой пойме реки. Был устроен искусственный холм с дренажем, верхнюю площадку искусственного возвышения покрывали каменные плиты с желобками водостоков.

Если возвращаться к станции берегом Клязьмы, храм ещё долго виден. Его освещение меняется, с каждой новой точки пути меняется и очерк здания, оно играет тенями и светом. Тенями и светом...

 

Звуковая страница 7 - Русские звоны.

На главную страницу