Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

КРУГОЗОР 1966 ? 6 стр. 12

О ДМИТРИИ СМИРНОВЕ

Вспомнилось мне, что, сотрудничая в эстонской печати, я задумал в тридцатых годах написать очерк о знаменитом русском теноре. Попросил Дмитрия Алексеевича Смирнова рассказать о себе и начал записывать: 'Родился я 7 ноября 1882 года в Москве. Окончил Комиссаровское техническое училище, занимался у Додонова, Пускова и Павловской, а в дальнейшем - во Франции и у итальянских педагогов.

Петь любил с детских лет.

Помню, как ребёнком мне довелось услышать знаменитого  московского протодьякона. Его феноменальный бас восхитил меня. Форте было таким могучим, что в храме погасли свечи, окна собора дребезжали. Засыпая в детской кроватке, я мечтал о том, что вот вырасту большой, и у меня будет такой громоподобный бас. Что я только не делал, чтобы добиться звучания в нижнем регистре, но не всего можешь достичь только трудом и упорством - октавист из меня, как видите, всё-таки не получился'.

Будущий тенор завидовал басам. Но мы приведём здесь слова одного из лучших басов мира Фёдора Ивановича Шаляпина: 'Отчего я не тенор, что за голос! Ведь после исполнения Митей каватины князя чувствуешь, что ты побеждён'.

Несколько сезонов Дмитрий Смирнов пел в миланском 'Ла Скала', затмевая прославленных итальянских теноров. Это, кстати сказать, небывалый случай в истории оперного театра.

Тенор считался, да отчасти и считается 'монополией' итальянцев. Русский певец вступил в соревнование с миланскими вокалистами, сражаясь тем оружием, которым они славились, и зачастую выходил победителем. В этом отношении успех Дмитрия Смирнова в 'Ла Скала', на сценах лондонской, парижской и нью-йоркской oперы ещё более поразителен, чем триумф шаляпинского баса.

Арии из русских опер, русские романсы, услышанные в исполнении замечательного вокалиста, утверждали мировое признание Чайковского, Римского-Корсакова, Рахманинова и многих других русских композиторов.

Уехав из России в 1920 году, Дмитрий Алексеевич не раз бывал с гастролями в Советском Союзе. С огромным успехом пел - он на оперной сцене, давал концерты в Москве, Ленинграде, Киеве, Баку, Тбилиси, во многих сибирских городах. Антонина Васильевна Нежданова писала о Д.А.Смирнове: 'Я пела с ним весь свой основной репертуар. Это был прекрасный певец и артист... У Смирнова был громадный диапазон и исключительно большое дыхание. Он обладал замечательно красивыми верхними нотами...' В 1940 году Д.А.Смирнов был приглашён работать педагогом в Московскую консерваторию, но началась война; Рига, где жил тогда Дмитрий Алексеевич, была оккупирована немецкими войсками...

Умер Д.А.Смирнов в 1944 году. Он похоронен на рижском Покровском кладбище.

Я бывал на многих концертах Дмитрия Алексеевича, но особенно памятен русский день Просвещения в Печёрах. Под открытым небом в сопровождении хора поёт высокий красивый человек, и голос его слышен далеко-далеко: 'Ты взойди, взойди, солнце красное!'

Ю.ШУМАКОВ

Таллин.

Д.Смирнов в роли Ромео.

 

Звуковая страница 6 - Тенор Дмитрий Смирнов. Ария Ленского из оперы Чайковского 'Евгений Онегин': фрагмент арии де Грие из III акта оперы Массне 'Манон'.

На главную страницу