Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4

моя профессия - песня

             Интервью с болгарином Эмилом Димитровым - автором и исполнителем 'Арлекино' и трех десятков других, не менее популярных песен, звучавших на многих музыкальных фестивалях Старого и Нового света, - мы начали вопросом:

            - Какие сложности стоят перед художником, посвятившим себя эстраде?

            - Прежде всего, проблема органического соединения в репертуаре песен самого разнообразного характера, многогранность.

            Основу моей программы составляют песни, которые я бы назвал гражданскими. Они всегда актуальны, потому что всегда в жизни есть события и радостные, и печальные, и люди не могут быть равнодушны к словам 'война', 'одиночество', 'обида','боль', 'наслаждение':

            Пожалуй, самую высшую награду я получил совсем недавно в Волгограде. Когда спел в концерте песню 'Отец возвратился с войны', на эстраду поднялся человек, у которого оба рукава пиджака были заправлены в карманы. Он сказал: 'Обними меня, Эмил, я сам не могу этого сделать, ведь песня про меня:'

            - Вы говорили о гражданской песне, но это лишь часть вашего репертуара?

           - Ещё современные ритмы. Жизнь все время создает их, и мы должны сочинять мелодии, соответствующие эмоциональному настрою, который эти ритмы вызывает у слушателя. Да, это развлекательные песенки, и они не претендуют на долговечность. Вчера это были танго и чарльстон, сегодня - твист и шейк, завтра: поживём - услышим.

            - Репертуарное разнообразие требует и разнообразия исполнительской манеры?

           - Конечно. Каждой песне нужно своё, органичное для неё решение - и музыкальное, и пластическое. Иногда я стараюсь отгородиться от зала невидимой стеной, а порой, наоборот, не хватает площадки. Хочется двигаться, танцевать: На репетициях, как правило, мы намечаем общий рисунок исполнения, а каждое выступление несет элемент импровизационности. Поэтому я не могу выступать два или три раза в день. Это принцип - только один концерт, на котором отдаёшь себя полностью песне и зрителям.

            - Каковы слагаемые эстрадного мастерства?

            - Их много, но основные: артистичность, пластика и техника в прямом смысле слова.

            - А голос?

            - Он никому не мешал. Но мы знаем выдающихся артистов, у которых голос чрезвычайно слабый, с точки зрения консерваторского образования, а они потрясают нас: Далида, Патриция Карли, Шарль Трене, наконец, великая Пиаф. А русская школа песни - Утёсов, Шульженко? Их успех определяют музыкальность, артистизм, умение передать все краски настроения, создать эмоционально насыщенную атмосферу.

            И, кстати, о микрофоне. Из простого усилителя звука он стал инструментом, используемым певцом наравне с аккомпанирующими фортепьяно или ударными. Вспомните концерты Эдиты Пьехи.

           Мне кажется, в середине ХХ века эстрадную песню без преувеличения можно назвать народной. Она занимает сейчас место, ранее принадлежавшее песенному фольклору. Исследователи нашли авторов многих старых песен, считавшихся созданием музыкального фольклора: например, 'Ермак', 'Степь да степь кругом' и т.д. Но ведь это ничего не изменило: по самому строю своему и положению в искусстве они народны. И разве так важно, кто написал 'Катюшу', 'Я шагаю по Москве' или 'Летку-Енку'. Создавать такие песни, конечно, трудно, но для этого и работают музыканты.

Интервью вёл А.Шерель.

Прослушать запись Звуковая страница 11 - Музыкальные лучи планеты: болгарский певец Э.Димитров, В.Андреев. 'Песня о моей матери'. И.Цанков, В.Башев. 'Приглашение на танец'. Поёт Эмил Димитров.

На главную страницу