Обл.1
обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3
обл.4

читает

Александр Блок

            'Чем удивительнее явление, чем оно великолепней, тем труднее рассказать о нём нашими помертвелыми словами, - писал Константин Паустовский. - Одним из таких прекрасных и во многом необъяснимых явлений нашей русской действительности является поэзия и жизнь Александра Блока.

            Чем больше времени проходит со дня трагической смерти Блока, тем неправдоподобней кажется нам самый факт существования среди нас этого гениального человека.

            Он слился для многих из нас с необыкновенными людьми, с поэтами Возрождения, с героями общечеловеческих легенд.

            Одной из больших потерь своей жизни я считаю то обстоятельство, что не видел и не слышал Блока.

            Но я верю тем людям, которые его слышали и которые рассказывают, что тембр голоса у Блока был глухой, отдалённый, равномерно спокойный. Его голос доходил даже до его современников, как голос из близкой дали. Было в нём нечто магическое, настойчивое, как гул долго затихающей струны.

            Тот Блок, о котором я говорю, крепко существует в моём сознании, в моей жизни, и я никогда не смогу думать о нём иначе. Я провёл с ним в молчании много ночей, у меня так часто падало сердце от каждой наугад сказанной и поющей его строки. 'Этот голос - он твой, и его непонятному звуку жизнь и горе отдам:'

            Так сказал художник о художнике. Из многих страниц о Блоке мы выбрали эту, и мы рады, что можем дать возможность миллионам любителей поэзии услышать голос Блока. Запись была сделана С.И.Бернштейном. Он рассказал нашему корреспонденту:

            'К июлю 1920 года мною уже были записаны Андрей Белый, Кузьмин, Гумилёв, Пяст, Лозинский, Мандельштам, Маяковский: Теперь я искал случая записать Блока. Когда я изложил поэту мою просьбу, Блок сказал, что заинтересован ею и готов предоставить мне свой голос, но читать в фонограф тут же отказался, сославшись на то, что к такому ответственному выступлению надо подготовиться.

            - Трудно читать стихи в такие дни, когда ходишь совершенно пустым, - сказал он.

            И предложил произвести запись после публичной читки стихов, назначенной на один из ближайших дней в Доме искусств.

            - Тогда мне всё равно придётся привести себя в соответствующее настроение.

            В выборе стихов для записи Блок проявил большую разборчивость. Он отказался читать 'Вольные мысли', 'Она пришла с мороза', 'Двенадцать'. 'Я не знаю, как это надо читать', - объяснил он. Через несколько месяцев, в январе 1921 года, он записал в своем дневнике: 'Научиться читать 'Двенадцать'.

            На мою просьбу прочитать то или иное стихотворение он не раз отвечал: 'Лучше я прочту вот это' - и выбирал какое-нибудь другое стихотворение из того же цикла. ('Ведь стихи - кровные дети поэта, и хоть некоторые из них он должен до боли любить', - писал он в одной из статей.)

            Читал он наизусть, но на всякий случай держал перед собой книгу. Так было прочитано шестнадцать стихотворений. Значительную часть их я сейчас же ему воспроизвёл.

            - Как странно слышать свой голос, - сказал Блок, - слышать извне то, что обычно звучит только внутри!

            - И какое впечатление произвёл на вас ваш голос?

            - Я бы сказал: тяжёлое впечатление. Нельзя голос отделять от живого человека:

            Такие высказывания мне приходилось потом часто слышать и от других поэтов, именно от тех, кто не смотрит на свои выступления как на художественное творчество.

            Я спросил, как он достигает большого художественного эффекта, совершенно не меняя силы голоса и пользуясь ничтожными интервалами.

            - Это общий принцип искусства: экономия выразительных средств. Я знаю это потому, может быть, что прежде был актёром.

            Эта подробность его жизни была для меня новостью. Позже, уже из биографии Блока и из воспоминаний о нём, я узнал, что в ранней молодости он часто выступал в любительских спектаклях и собирался стать профессиональным актёром. Узнал и то, что стихи - чужие стихи - он читал в ту пору совсем иначе'.

            Запись голоса Александра Блока попала потом в небрежные и неумелые руки и была сильно испорчена. Понадобились многие месяцы совместной работы Института звукозаписи, Студии грамзаписи и фонотеки Союза писателей, чтобы стало возможным услышать голос поэта.

 

Материалы об Александре Блоке и звуковая страница подготовлены для 'Кругозора' Львом Алексеевичем Шиловым.

Гравюры Ю.Космынина

Прослушать запись Звуковая страница 5 - Поэт Александр Блок у микрофона.

На главную страницу