Обл.1
Обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Обл.3
Обл.4

размышления вслух 

Композитор - Родион ЩЕДРИН

Критик - Дора РОМАДИНОВА

 

Критик. Когда речь идёт о Родионе Щедрине - композиторе многогранном и многоплановом, то всегда интересен вопрос о стимулах его творчества.

 

Композитор. Очень люблю путешествовать, видеть новые города, слушать новую музыку, а главное, встречаться с людьми. Иная прожитая минута, беседа, даже вскользь брошенное слово или взгляд дают порой не меньше, чем долгое путешествие.

 

И это всё стимулы для новых сочинений, над которыми работаешь ежедневно. Но не стоит делать из этого вывод, что я особенно трудолюбив или обладаю крепкой волей. Банально, но я повторю: композитор - это тот, кто не может не писать музыку. Понятие воли несколько из другого мира.

 

Критик. Разнообразны жанры и темы сочинений, к которым обращается Родион Щедрин. Балет-сказка 'Конек-горбунок', опера на сюжет из колхозной жизни 'Не только любовь', знаменитый марш из кинофильма 'Высота', Вторая симфония:

 

Композитор. Встретил я однажды музыканта, потерявшего на фронте правую руку. Плен, побег из фашистского концлагеря, участие в итальянском Сопротивлении: В первый послевоенный вечер пришел он в концертный зал, услышал столь знакомую нам всем настройку инструментов и: потерял сознание. А затем годы труда, чтобы научиться играть на валторне одной левой рукой.

Вот такая встреча. А потом я писал свою Вторую симфонию - рассказ о мире и войне. Мне хотелось рассказать о мирных улицах и площадях, улыбках людей, шелесте шин, беспорядочной какофонии оркестровой настройки и: грозном рёве военных самолетов, разрывах снарядов, оборвавших все привычное.

 

Критик. Внешне музыка Щедрина очень спокойна и невозмутима. Но за этим - застенчиво припрятанная теплая, светлая лирика, нежность и доверчивость. За динамичностью, энергией, чёткой ритмической организацией - душа романтика и мечтателя.

 

Композитор. Когда-то, занимаясь профессиональным боксом, я узнал, что есть шесть точек, меткий удар в которые обязательно приведет к нокауту. У меня, как у музыканта, - три таких точки: это отличное исполнение музыки Скрябина, хороший джаз, настоящая русская песня. Только обязательно настоящая, та, которая звучит иногда в деревне. Поздним вечером, издалека, с другого конца села доносятся девичьи голоса - и не очень уж 'нарядные' и не очень уж подобранные, но такие щемяще-беззащитные, такие родные: Вот тут-то я, как музыкант, и получаю нокаут.

 

Критик. Щедрин связан с русской песней, с частушкой, которая для него многолика. В ней бравада и улыбка, памфлет и лирика: А ведь в последние годы, казалось бы, ослабела связь профессионального искусства с народными истоками: Общечеловеческое, общезначимое будто задавило всё ярко характерное для музыки того или иного народа. И уже не столь четким стало ныне, на мой взгляд, разграничение национальных музыкальных школ, как, например, в прошлом веке итальянец Верди и немец Вагнер, француз Бизе и русский Мусоргский: Не результат ил это некоторого забвения, невнимания к старинному и современному народному искусству?

 

Композитор. Всё реже и реже можно услышать настоящее исполнение народной песни. Все больше стремление 'приспособить' её для сегодняшней эстрады, 'подстроить к уху слушателя', а не наоборот, заинтересовать слушателя первозданными красками народной песни. Да и в народе сейчас не часто, к сожалению, услышишь народную песню, даже столь популярную недавно частушку. Как-то смела, вытеснила её авторская массовая песня, которой я и сам отдаю дань в своем творчестве, но которая ни в коей мере не заменяет народных напевов.

 

Тем не менее не согласен с точкой зрения, что ослабел интерес композиторов к народному творчеству. Это привело бы к стиранию граней между национальными школами, которые, по-моему, до сих пор четко ощутимы (хотя я и против классификации).

 

Критик. А может быть, это воздействие нашего 'технического' века? Порой, увлекаясь самой технологией, этой 'математикой музыки', композиторы упускают иные её качества. И лишь самые талантливые, остро ощущающие связь накопленного и современного в искусстве, мудро отыскивают необходимую пропорцию новаторского, не порывая при этом с традициями, уходящими в народное искусство.

 

Композитор. Любая система организации звуков - от тональной до серийной - хороша и плодотворна в руках талантливого человека. Дело не в средствах, а в результатах - это общеизвестно. Язык Мусоргского тоже был сложен и порой непонятен его современникам. Но талант его был столь велик, что подчинял себе всех, приковывая внимание. И музыка его победила. Потому что была талантлива.

Это понятие включает в себя прежде всего острое ощущение художником современного, актуального. Талант не может быть не современен. Если художник не живёт заботами своего народа - значит, он не талантлив и не национален.

Фото А.Лидова

Прослушать запись Звуковая страница 6 - Р.Щедрин. Из Второго фортепьянного концерта. Играют автор и оркестр под управлением Г.Рождественского.

На главную страницу