Обл.1
Обл.2
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
Обл.3
Обл.4

    1917 - 1967 

НАСТОЯЩИЕ БОЛЬШЕВИКИ, НАСТОЯЩИЕ МАТРОСЫ, НАСТОЯЩИЕ АКТЁРЫ: 


           Летом 32-го года в Балаклаве у этой пьесы было три названия: 'Гимн матросам'; потом - 'Да здравствует жизнь!' и - как будто уже окончательное - 'Из хаоса', где в скобках стояло определение жанра: оптимистическая трагедия. Но в конечном варианте скобки открылись, определение поднялось в заголовок, и никому тогда еще не известная пьеса стала называться: 'Оптимистическая трагедия'.

            Её примут по-разному. Отрицательно и восторженно. 'Вместе с Вишневским, - скажет Александр Таиров, режиссёр Камерного театра, - через его трагедию на сцену пришёл тот герой, которого так жадно и обеспокоенно ждали многие годы и сам театр, и зритель'.

            Зрители занимали свои места, рождались первые такты в оркестре, и воодушевленность позволяла всему залу, до последнего ряда, откликнуться на слово 'Помнишь!'.

            'Спрашиваю у каждого из вас: помните ли, сколько было коммунистов в те годы в рядах Красной Армии и Флота: ну, ну, припоминайте, участники!.. Двести восемьдесят тысяч. Половина партии:'

            А в матросском полку было всего два коммуниста: маленький финн и маленькая женщина-комиссар. И перед лицом будущего боя, перед лицом смерти хотел матросский полк рассказать о себе правду потомкам. Он выделил двух матросов. Несильные в красноречии, они говорили: 'Будто к тебе, сидящему в зале, обращается революция: 'Здравствуй, пришедшее поколение!'.

            Обращение было принято, хотя летело сквозь десятилетия, наполненные таким множеством событий, что, казалось бы, должно было раствориться в них: Но недаром первая нота 'Оптимистической' выросла из походного марша. Как говорил сам Вишневский. Чистая и звонкая, она сохранила своё звучание, была услышана, проникла в сердце. Правда о революции выдержала натиск времени.

            'Я читал греческую классику, - писал автор, - я сознательно все время уходил от бытового натуралистического нажима для того, чтобы прийти к чистоте и суровости классической темы'.

            Пьеса была сыграна в 1933 году. Сначала в Киевском русском драматическом театре. А в конце того же года Алиса Коонен, комиссар в кожаной куртке, произнесла со сцены Камерного театра свою саму короткую реплику: 'А партия?'

            Спектакль прошел великолепно. Репортер 'Литературной газеты' собирал в зале отзывы для рецензии. Из публики ему ответили: 'На сцене настоящие большевики, настоящие матросы, настоящие актёры'.

            Из Москвы, из Камерного, где спектакль прошел восемьсот раз, 'Оптимистическая трагедия' начала шествие по Советскому Союзу и вскоре вышла за его пределы. Пьесу Всеволода Вишневского будут играть в Париже и Праге, Берлине и Токио, Варшаве и Белграде. Прогремит спектакль, поставленный в Ленинграде Георгием Товстоноговым; на Международном кинофестивале в Канне фильм 'Оптимистическая трагедия' получит приз 'За лучшее воплощение революционной эпопеи'. Малый театр поставит трагедию (постановка Л.Варпаховского), и Большой посвятит оперу композитора Холминова пятидесятилетию Октября.

            'Оптимистическую' играли в революционном Мадриде, и журнал 'Эстампо' писал: 'Это наша собственная трагедия, наши сегодняшние муки'.

            :О Всеволоде Вишневском сохранилось множество воспоминаний. Маргарита Алигер пишет: 'Он разговаривал одинаково с одним человеком и толпой. Очень сосредоточенно, очень из глубины, словно уходя в самого себя, в свою убеждённость'.

Ганна ГРАНОВСКАЯ

Прослушать запись Звуковая страница 4 - История кожаной куртки, рассказанная Алисой Коонен.

На главную страницу