|
ОСАКА Впервые я приехал в Сенри, на площадку будущей Всемирной выставки, дождливым мартовским днём 1967 года. На склонах холмов густо топорщился мелкий бамбук, в узких ложбинах чернели невозделанные рисовые поля. На вершине одного из холмов высился просторный красно-белый шатёр. В нём при стечении многочисленных гостей состоялся старинный синтоистский обряд 'Очищения и поднятия земли'. Без этого обряда в Японии никакую стройку начинать не принято. Перед алтарём, на котором лежали дары земли - рисовые лепёшки, овощи, фрукты, одетый в белое священник прочитал молитвы, прося бога оградить выставку от тайфунов, землетрясений и ниспослать ей успех. Один за другим подходили к алтарю руководители японской ассоциации 'Экспо-70'. Они символически срезали траву, взрыхляли и мотыжили землю, а затем над холмами Сенри зазвучали девичьи голоса. 160 девушек из школы театрального искусства Танарадзука исполнили сюиту 'Песни народов мира'. И вот я снова в Сенри. С обзорной площадки открывается панорама выставки. Я вижу город, главный девиз которого - прогресс и гармония человечества. Это ощущение усиливается ещё больше, когда вы, стоя на ленте движущегося тротуара, совершаете прогулку вдоль улиц этого города. Удивляет уже сам тротуар, проложенный в прозрачной пластмассовой трубе с кондиционированным воздухом. Рядом с павильонами японских компаний 'Нешенель' и 'Фурукава', построенными в строгом соответствии с правилами старинной архитектуры, ослепительно сверкает на солнце павильон Канады. В его зеркальных стенах - непрерывно меняющиеся фрески окружающей жизни. Павильон США глубоко 'зарылся' в землю. Над зелёными откосами газонов виден лишь надувной матрац крыши. Площадь её более 11 тысяч квадратных метров. Павильон Англии, наоборот, оторвался от земли. Он как бы... |