Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

Артём ГАЛЬПЕРИН

 у потушенной рампы

          (окончание, начало на пред. странице)

...спортивного азарта. В этом смысле сейчас проблем много больше.

      - Это о страхе элементарном. А боязнь сыграть 'не так' перед знатоками, часть которых на конкурсах усаживаются за стол жюри? Нарушить 'стиль'. Беру это слово в кавычки. Что такое 'стиль'? Как надо и как не надо, по-вашему, играть, допустим, Баха?

      Н.Г. Трудный вопрос. Готовых соображений нет. Из опыта исполнительского искусства я отбираю наиболее симпатичные мне черты. Свой подход ещё, пожалуй, не выкристаллизовался. Вот недавно мне показалось, что я начинаю понимать в этом кое-что. А потом в Горьком мне поставили пластинку. Казальс играет Баха. У меня было сначала полное недоумение. Он всё абсолютно разрушает:

      А.Л. Но так, может быть, и не стоит играть?

      Н.Г. Ну, подожди. О том, чтобы так играть, можно только мечтать! Но вслед за этим недоумением появляется огромное внимание к тому, что он делает, к его силе, знанию каждой мелочи, и вот выступает колоссальная крупнота, понимаешь?

      А.Л. Речь шла о другом, по-моему. Сковывающие тебя рамки - это рамки стиля или чего-то другого?

      Н.Г. Наверное, стиля, традиций, которые хочется не знать или забыть, но они настолько вросли:

      А.Л. Не ходи на концерты других исполнителей - мой совет.

      Н.Г. Может быть, может быть: Но вообще-то надо из себя изгонять:

      А.Л. Штампы!..

      - Алёша, в итоге ваша позиция?

    А.Л. Вообще, чем меньше внимания обращается на интерпретацию, тем лучше для меня. Мне бы хотелось, чтобы сильная или не очень сильная личность исполнителя могла бы исчезнуть и слышалась бы только музыка.

     - А разве вы можете отделить себя от публики? Всегда ли вы хотите, чтобы было много народу на ваших вечерах?

       А.Л. Этот вопрос связан с содержанием репертуара. Многое зависит от субъективного тяготения исполнителя к определённым сферам музыки в данный момент. Скажем, работа над Гайдном, Бетховеном у меня идёт параллельно с изучением музыки нашего века - и классической и новейшей. Поэтому и принцип составления программ может быть контрастным. Сочинённое вчера или позавчера соединяется на афише с сегодняшним.

      Определяет границы и жанр. Камерную программу не вынесешь во Дворец съездов или в Лужники. Лучше играть в небольших помещениях, где не было бы, однако, пустующих мест. Это особенно желательно в тех случаях, когда звучит новая, малознакомая музыка, исполнение которой требует плотного, сосредоточенного внимания. Но музыканту - существу общественному - свойственно стремление к постоянно расширяющейся аудитории. Ведь ради неё и для неё мы, в конце концов, работаем:

Слушайте шестую звуковую страницу журнала.

 

открывающая песню

            Так сложилось, что первым или наиболее известным исполнителем многих песен, созданных композитором О.Фельцманом и поэтом Р.Рождественским, неизменно становилась Эдита Пьеха. Почему же, сочиняя песню, они нередко внутренне адресуют её этой певице?

            Р.РОЖДЕСТВЕНСКИЙ: Бывает, что во время концерта, объявляя артиста, конферансье долго произносит его титулы, вспоминает о победах и конкурсах, уговаривает зрителей поверить, что артист, который будет выступать, талантливый и знаменитый.

А порой конферансье просто называет имя и фамилию. Например: Эдита Пьеха. И готов спорить, что в любом зале вряд ли найдётся человек, который после этих слов недоумённо пожмёт плечами. Это имя широко известно.

О.ФЕЛЬЦМАН: Когда пишешь новую песню, то мысленно представляешь себе первого её исполнителя. У Э. Пьехи, по-моему, есть и талант, и индивидуальность, и стремление к новым открытиям.

Певица не торопится вынести песню на эстраду, а прежде глубоко продумает и прочувствует её. Идёт она от мысли, вложенной поэтом в слово, и музыкальной интонации. Уловить мысль, трансформировать её искусством исполнения и донести до слушателя - это для Пьехи главное.

Р.РОЖДЕСТВЕНСКИЙ: 'Не своих' песен она просто не поёт. У неё красивый, сильный голос, но певица никогда не старается нарочно 'показать' его слушателям. Главное для артистки - песня.

О.ФЕЛЬЦМАН: Голос Пьехи служит ей как чуткий музыкальный инструмент, многие выразительные краски его запоминаются. У неё скупой, но точный жест, и вместе с тем движения на сцене свободны. И ещё одно отличает артистку. Она чувствует ансамбль.

Р.РОЖДЕСТВЕНСКИЙ: Ленинградский ансамбль 'Дружба', с которым она выступает, высоко-профессионален.

О.ФЕЛЬЦМАН: Её общение с музыкантами на сцене всегда органично и, мне думается, в своей основе может быть названо драматическим искусством. Певица и ансамбль воспринимаются как художественное целое. На концерт Пьехи приходишь, как на музыкальное представление. Именно театральное прочтение песни, а не концертная подача её - вот что характерно для артистки и сообщает её искусству такую популярность.

 

Звуковая страница 7 - Поёт Эдита Пьеха. М.Фрадкин, Е.Долматовский. 'Белые ночи';

О.Фельцман, Н.Олев. 'Никогда'.

На главную страницу