|
|
ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ, ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ, ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ ЗВУКОВОЙ ЖУРНАЛ Кругозор 8 (233) август 1983 г. Год основания 1964
Слушайте в номере:
--------------------------------------- © Издатель: ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО РАДИОВЕЩАНИЮ И ТЕЛЕВИДЕНИЮ 1983 г.
На первой странице обложки картина художника В.Т.Ни 'Комбайнёры'.
Звуковые страницы изготовлены Всесоюзной студией грамзаписи фирмы 'Мелодия' и Государственным Домом радиовещания и звукозаписи.
Сдано в набор 20.06.83. Подп. к печ. 9.06.83. Б 05164. Формат 60×84 1/12. Офсетная печать. Усл. п. л. 1,24. Уч.-изд. л. 2,03. Усл. кр.-отт. 4,96. Тираж 500 000 экз. Зак. 947. Цена 1 р. 50 к.
Ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции типография газеты 'Правда' имени В.И.Ленина. 125865, Москва, А-137, ГСП, ул. 'Правды', 24.
Адрес редакции: 113326, Москва, Пятницкая, 25, 'Кругозор'. Главный редактор В.С.КРЮЧКОВ Редакционная коллегия: В.В.ГАСПАРЯН (зам. главного редактора), А.Г.ЛУЦКИЙ, Л.М.МУРАШОВА, Т.С.ПЛИСОВА, Л.В. ЕРЕХОВА, В.И.ЩЕГЛОВ Технический редактор Л.Е.Петрова |
НЕПОВТОРИМАЯ ИГРА
олее двух десятилетий минуло с того дня, как ушёл из жизни Владимир Владимирович Софроницкий - виднейший представитель нашего пианистического искусства, вписавший в его историю яркие, нетленные страницы. Концерты Софроницкого дарили людям чувство внутренней обновлённости, пробуждая к жизни всё хорошее, светлое, порой скрытое в человеке, в заветных тайниках его внутреннего мира. В этом видится великая нравственная значимость искусства артиста. Состояние здоровья Софроницкого не давало ему возможности совершать гастрольные поездки (последние концерты в Ленинграде и Киеве относятся к 1953 - 1954 годам). Для нынешнего молодого поколения музыкантов и любителей музыки искусство пианиста является достоянием истории. К сожалению, лишь малая часть поистине необъятного репертуара сохранилась в записи. Многие произведения, шедевры исполнительского искусства остались незаписанными. Заметим, что сохранившиеся записи далеко не равноценны - и техника звукозаписи в те годы была не столь совершенной, и многое записывалось полукустарным способом, например, концерты в Доме-музее А.Н.Скрябина. Тем не менее, записи, сделанные во время концертов, представляют наибольшую ценность. Напротив, условия студии звукозаписи противоречили самой природе пианиста, в исполнительском искусстве которого огромное значение имел живой, неразрывный контакт со зрительным залом. Сам Владимир Владимирович относился к записям своей игры резко отрицательно, и часто одно лишь упоминание о них приводило его в состояние крайнего раздражения. Хорошо это зная, я был бесконечно тронут и счастлив, когда перед моим отъездом из Москвы на Урал в 1954 году Владимир Владимирович подарил мне плёнку с записями, сделанными в домашних условиях специально для меня. Сам же Владимир Владимирович и объявил их на плёнке. В исполнении 'Музыкальной табакерки' что-то не удовлетворяло пианиста, и он записал подряд три варианта. Часто на фоне исполняемой музыки звучит доносящийся с улицы шум от проезжающих мимо дома автомашин, троллейбусов. Разумеется, с меня было взято клятвенное обещание в том, что я 'ни одному музыканту эту плёнку не покажу', и я был верен своему слову вплоть до кончины Владимира Владимировича (в настоящее время копия этой плёнки находится в фонотеке Дома-музея А.Н.Скрябина). Нужно ли говорить, сколько радости доставили мне эти записи, если учесть, что в тот период времени пластинки с записью игры Софроницкого почти не выпускались. Наибольший интерес из записанного на упомянутой ленте представляет, на мой взгляд, хоральная прелюдия си минор Баха в обработке Зилоти, ибо это единственное произведение Баха, зафиксированное (или, лучше сказать, запечатлённое) в исполнении Софроницкого. Известно, что произведения Баха не столь уж часто фигурировали... 'Несравненная, неповторимая игра Софроницкого:' - этими словами пятую звуковую страницу открывает народный артист СССР Андрей Эшпай, учившийся в Московской консерватории у замечательного пианиста. Вы услышите редчайшие записи В.Софроницкого, которые публикуются 'Кругозором' впервые, - хоральную прелюдию си минор Баха - Зилоти и 'Музыкальную табакерку' Лядова. |