Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

ЕЖЕМЕСЯЧНЫЙ ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКИЙ,

ЛИТЕРАТУРНО-МУЗЫКАЛЬНЫЙ,

ИЛЛЮСТРИРОВАННЫЙ ЗВУКОВОЙ ЖУРНАЛ

Кругозор 8 (233) август 1983 г.

Год основания 1964

 

Слушайте в номере: 

  1. Быть хозяином. Размышления Героя Социалистического Труда машиниста депо Москва-Сортировочная Ю.Н.Чумаченко.

  2. Цена мгновения - жизнь. 'Кругозор' в гостях у Ш.Карапетяна.
  3. Тайны старинной усадьбы. Репортаж из села Вороново.
  4. Гусли Садко. Звучащие находки Новгородской экспедиции.
  5. Играет пианист В.Софроницкий. Комментирует записи А.Эшпай.
  6. Елена Образцова: 'Старый муж' (А.Верстовский, А.Пушкин); куплеты Периколы из оперетты Ж.Оффенбаха 'Перикола'.
  7. Жанна Бичевская: русские народные песни и песня П.Сигера 'Где все цветы'.
  8. Духовой оркестр 'Рига': марш и танцевальная музыка.
  9. Смех в зале.  А.Папанов в 'Концерте для театра с оркестром'.
  10. Ансамбль 'Лотос' (Вьетнам): народные песни.
  11. Жанетта Кристоф (Испания): 'Да здравствует пасодобль!' и 'Сердце поэта' (М.Алехандро, А.Магдалена).
   12.  Евгений Мартынов исполняет свои песни 'Встреча    друзей' (стихи Р.Рождественского) и 'Мамины глаза' (стихи М.Пляцковского).

---------------------------------------

© Издатель:

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ СССР ПО РАДИОВЕЩАНИЮ

И ТЕЛЕВИДЕНИЮ

1983 г.

 

На первой

странице обложки

картина художника В.Т.Ни 'Комбайнёры'.

 

Звуковые страницы изготовлены Всесоюзной студией грамзаписи фирмы 'Мелодия' и Государственным Домом радиовещания и звукозаписи.

 

Сдано в набор 20.06.83.

Подп. к печ. 9.06.83.

Б 05164. Формат 60×84 1/12.

Офсетная печать.

Усл. п. л. 1,24. Уч.-изд. л. 2,03. Усл. кр.-отт. 4,96.

Тираж 500 000 экз.

Зак. 947. Цена 1 р. 50 к.

 

Ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции типография газеты 'Правда' имени В.И.Ленина.

125865, Москва, А-137, ГСП, ул. 'Правды', 24.

 

Адрес редакции:

113326, Москва, Пятницкая, 25, 'Кругозор'.

Главный редактор В.С.КРЮЧКОВ

Редакционная коллегия:

В.В.ГАСПАРЯН (зам. главного редактора),

А.Г.ЛУЦКИЙ, Л.М.МУРАШОВА, Т.С.ПЛИСОВА, Л.В. ЕРЕХОВА, В.И.ЩЕГЛОВ

Технический редактор Л.Е.Петрова
 

НЕПОВТОРИМАЯ ИГРА

Б

олее двух десятилетий минуло с того дня, как ушёл из жизни Владимир Владимирович Софроницкий - виднейший представитель нашего пианистического искусства, вписавший в его историю яркие, нетленные страницы.

         Концерты Софроницкого дарили людям чувство внутренней обновлённости, пробуждая к жизни всё хорошее, светлое, порой скрытое в человеке, в заветных тайниках его внутреннего мира. В этом видится великая нравственная значимость искусства артиста.

         Состояние здоровья Софроницкого не давало ему возможности совершать гастрольные поездки (последние концерты в Ленинграде и Киеве относятся к 1953 - 1954 годам).

        Для нынешнего молодого поколения музыкантов и любителей музыки искусство пианиста является достоянием истории. К сожалению, лишь малая часть поистине необъятного репертуара сохранилась в записи. Многие произведения, шедевры исполнительского искусства остались незаписанными.

         Заметим, что сохранившиеся записи далеко не равноценны - и техника звукозаписи в те годы была не столь совершенной, и многое записывалось полукустарным способом, например, концерты в Доме-музее А.Н.Скрябина. Тем не менее, записи, сделанные во время концертов, представляют наибольшую ценность. Напротив, условия студии звукозаписи противоречили самой природе пианиста, в исполнительском искусстве которого огромное значение имел живой, неразрывный контакт со зрительным залом.

         Сам Владимир Владимирович относился к записям своей игры резко отрицательно, и часто одно лишь упоминание о них приводило его в состояние крайнего раздражения. Хорошо это зная, я был бесконечно тронут и счастлив, когда перед моим отъездом из Москвы на Урал в 1954 году Владимир Владимирович подарил мне плёнку с записями, сделанными в домашних условиях специально для меня. Сам же Владимир Владимирович и объявил их на плёнке. В исполнении 'Музыкальной табакерки' что-то не удовлетворяло пианиста, и он записал подряд три варианта.

         Часто на фоне исполняемой музыки звучит доносящийся с улицы шум от проезжающих мимо дома автомашин, троллейбусов.

         Разумеется, с меня было взято клятвенное обещание в том, что я 'ни одному музыканту эту плёнку не покажу', и я был верен своему слову вплоть до кончины Владимира Владимировича (в настоящее время копия этой плёнки находится в фонотеке Дома-музея А.Н.Скрябина).

         Нужно ли говорить, сколько радости доставили мне эти записи, если учесть, что в тот период времени пластинки с записью игры Софроницкого почти не выпускались.

         Наибольший интерес из записанного на упомянутой ленте представляет, на мой взгляд, хоральная прелюдия си минор Баха в обработке Зилоти, ибо это единственное произведение Баха, зафиксированное (или, лучше сказать, запечатлённое) в исполнении Софроницкого.

        Известно, что произведения Баха не столь уж часто фигурировали...

(окончание на обл.3)

'Несравненная, неповторимая игра Софроницкого:' - этими словами пятую звуковую страницу открывает народный артист СССР Андрей Эшпай, учившийся в Московской консерватории у замечательного пианиста. Вы услышите редчайшие записи В.Софроницкого, которые публикуются 'Кругозором' впервые, - хоральную прелюдию си минор Баха - Зилоти и 'Музыкальную табакерку' Лядова.

На главную страницу