Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

НАХОДКИ

 ГУСЛИ САДКО

          О раскопках древнего Новгорода уже рассказывалось на страницах 'Кругозора' (1982, ? 3). Каждый год этот город раскрывает перед исследователями свои вековые тайны. И с каждым годом призрачные фигуры наших далёких предков всё более и более обретают живую плоть. Волнующее прикосновение к некогда служившим им вещам, длительное пребывание археологов на их усадьбах, где спустя сотни лет нога исследователя ступает на ту же мостовую, по которой стучали подковы конников Александра Невского или Мстислава Удалого, дополнены теперь непосредственным общением с сотнями средневековых посланий новгородцев, писавших друг другу свои письма на бересте.

         Но в этом городе, как и во всей Руси, не только стучали молоты кузнецов, не только свистели стрелы и гремели мечи, не только раздавались проклятия супостатам и медоточивые речи власть предержащих бояр. Это был также город великих художников, выдающихся зодчих, непревзойдённых мастеров деревянной и костяной резьбы и, разумеется, талантливых музыкантов.

         Знать о том, что древний Новгород был высочайшей вершиной средневековой русской музыкальной культуры, нам было дано и до раскопок. Образ былинного новгородца Садко уже много столетий является символом этой вершины, этой 'поднебесной высоты'. И первую трепетность прикосновения к высокому прошлому этого города мне довелось пережить в первый день моего приезда в Новгород, ещё до начала раскопок, когда во время воскресной прогулки по берегу Волхова мой учитель А.В.Арциховский задумчиво сказал: 'Этим путём ходил к Ильменю Садко!'

         Разные области древней культуры открывают разными путями. Реставраторы архитектуры снимают со старинного здания шелуху позднейших пристроек, демонстрируя первоначальный замысел зодчего.

         Но как открыть мир древней и, казалось бы, навсегда отзвучавшей музыки? Как услышать пение порванной струны или переливчатый звук сломанной свирели? И возможно ли это?

         Возможно! Раскопки в Новгороде позволили составить крупнейшую в Европе коллекцию средневековых музыкальных инструментов. Разумеется, почти все находки фрагментированы, но в разной степени. В этой коллекции имеется пять практически целых гуслей и два гудка. Лучше всего сохранились металлические варганы. Древнейшие гусли и гудок обнаружены в слоях XI века; на самых ранних гуслях вырезано имя его владельца - Словиш (Соловушка). В числе инструментов имеются и маленькие, изготовленные для детей. А это значит, что приобщение к музыке в средневековом Новгороде начиналось тогда же, когда ребёнка учили азбуке.

         Мысль заставить эти инструменты зазвучать возникла у замечательного мастера - художника, скульптора, реставратора и прекрасного музыканта - новгородца Владимира Ивановича Поветкина. Реставрируя наши находки и исследуя саму проблему древней русской музыки во всех возможных аспектах, он стал изготовлять из таких же материалов их точные звучащие модели. Абсолютные модели демонстрировали тембр и диапазон звучания, технические приёмы и возможности игры. Но как определить их звукоряд, если это в основном струнные инструменты? Эталоном в этом смысле стала свирель.

В.ЯНИН,

член-корреспондент АН СССР,

начальник Новгородской археологической экспедиции

Фото  С. Орлова

На четвёртой звуковой странице с древними новгородскими инструментами знакомит вас реставратор и исполнитель В.И.Поветкин.

Звуковая страница 4 - Гусли Садко. Звучащие находки Новгородской экспедиции.

 

На главную страницу