|
|
И РОМАНС, И ОПЕРЕТТА
'Кругозор' не впервые обращается к творчеству народной артистки СССР Елены Образцовой. Мы несколько раз показывали её искусство оперной певицы, но в этом номере хотим познакомить вас с тем, как она интерпретирует русские романсы и арии из классических оперетт. И не только интерпретирует, но и объясняет эти стороны своей артистической работы. Беседу с ней ведёт комментатор Всеволод Тимохин:
− Елена Васильевна, чем объяснить, что Вы так поздно обратились к старинному романсу, ведь эта музыка наверняка Вам была хорошо знакома с детских лет: Образцова: - Конечно, я и раньше была знакома с этой музыкой, но сравнительно позднее обращение к ней объясняется, видимо, тем, что во мне откристаллизовалось своё, особое отношение к русскому романсу. Мне кажется, что браться за эту музыку можно лишь в том случае, если имеешь определённый жизненный и художественный опыт, если многое пережил и перечувствовал. К ней нельзя относиться как к простому развлечению. У молодых же певцов нет ещё эмоционального опыта, чтобы внутренне пережить эту музыку, сделать её, что называется, своей. Конечно, нельзя не вспомнить незабвенную Елену Андреевну Обухову. Как жаль, что она начала записываться на склоне лет, и мы не знаем, как звучал голос молодой Обуховой. Но, так или иначе, то малое, что ею записано, представляет собой ценность непреходящую. Подражать ей, конечно, бессмысленно. И я ищу свой собственный ключ, свой подход. Отталкиваясь от музыки, от поэтического текста, я стараюсь разнообразить тембровую палитру так, чтобы и с помощью чисто вокальных средств создать определённый эмоциональный колорит. − Елена Васильевна, большим событием для любителей музыки в минувшем году был вечер классической оперетты в Большом зале консерватории, в котором Вы приняли участие. − К оперетте я шла очень давно. Когда я была ещё маленькой девочкой, которая только мечтала о музыке, я всегда хотела быть опереточной певицей. Я знала наизусть всю 'Сильву'. Судьба сложилась по-иному. К оперетте я всегда питала нежные чувства и всегда её хотела петь. Но мой голос не был готов к тому, чтобы выдерживать сопрановую тесситуру. А все героини оперетты - это сопрано. Когда я почувствовала, что я профессионально уже могу выдержать тесситуру сопрановую, я решилась на концерт, который мы задумали с Альгисом Жюрайтисом очень давно. Чем характерна оперетта? Классическую оперетту нужно петь полным звуком. И только тогда она зазвучит как классический жанр, обретёт своё подлинное очарование. На шестой звуковой странице в исполнении Е.Образцовой вы услышите романс А.Верстовского на стихи А.Пушкина 'Старый муж' ('Песня цыганки') и куплеты Периколы из оперетты Ж.Оффенбаха 'Перикола'. Фото В. Плотникова Звуковая страница 6 - Елена Васильевна Образцова. |