Обл.1

обл.2

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
обл.3

обл.4

 

эскадрилья набирает высоту

 Н.КАМАНИН,

генерал-полковник авиации,

герой Советского Союза.

Фото  Э.Евзерихина, А.Ларионова

           Это было в 1928 году. Мне было тогда восемнадцать лет. Как хорошо жилось! Жизнь звенела, как свежий утренний луг. С какой радостью, с какой охотой я ехал тогда на Дальний Восток. Спасск, воспетый в песнях, овеянный романтикой дальневосточных партизан, - место моей будущей службы.

Стою, вытянувшись, словно врос в землю, и, приложив руку к козырьку, рапортую:

- По приказу реввоенсовета младший лётчик Каманин прибыл в ваше распоряжение!

Командир эскадрильи И.И.Карклин был по тем временам человеком известным.

- Из документов, - сказал Карклин, - видно, что вы дисциплинированный, примерный лётчик. Надеюсь, что вы покажете себя таким, каким я ожидаю вас видеть:

Помню утренние часы. Поднимаюсь довольно рано. Солнце еще не всходило. Бежишь прямо к окну. Из окна видны аэродромы. Если погода хорошая, сразу и настроение хорошее: сегодня полечу!

- Ну, сынок, садись! - говорил командир звена Макаров.

Он называл меня 'сынком', потому что я был самым молодым в эскадрилье.

Скоро я стал летать две тысячи километров в день без посадки (по тем временам расстояние огромное! Теперь об этом и вспоминать-то чудно). Я стал ходить на машине в воздухе спокойно и уверенно, как пешеход на земле. Но пешеход свои шаги не считает, а лётчик считает каждый шаг. Лётчик, которого несёт машина, на самом деле сам несёт машину на своих нервах. Бывали полёты, которые я помню всю жизнь
            Однажды я вылетел в зону на высший пилотаж, сделал мёртвую петлю и, собираясь сделать другую фигуру, заметил, что одна из ответственных стяжек лопнула, другая ослабла. Если лопнет вторая стяжка и третья - развалятся крылья. Впервые в жизни я почувствовал такую опасность. Внезапный страх налетел на меня шквалом. Но я устоял: Перевёл машину на минимальную скорость и пошёл к земле.

В нашей работе очень много неожиданностей, и на всё надо реагировать быстро, но спокойно. И себе и подчинённым я говорю и по сей день:

- Обдумывай свои решения! Хоть долю секунды, но думай!

Ведь мы - военные лётчики. Нам надо не просто уметь вести машину. Мы всегда ведём её на врага, мы защищаем родное небо. До нас, в гражданской войне, пилот был сражающимся одиночкой. А мы впервые готовились сражаться в воздухе соединениями - звеном, отрядом, эскадрильей, бригадой. Нам предстояло ходить в воздухе строем, как ходит пехота, кавалерия по земли. Каждое такое соединение должно быть слито, сплавлено в воздухе.

Воспитывать пилота - занятие кропотливое. Его надо вести за руку, со ступеньки на ступеньку, чем дальше, тем больше усложняя уроки и задачи. Тысячу двести часов провёл я в воздухе, накапливая знания, спокойствие, самообладание, опыт. И вот я сам стал командиром. Получил звено из трёх самолетов. Это люди, к которым я питал особые симпатии. Молодые пилоты Зыбнев и Свиридов были способными учениками.

Через год наше звено работало в воздухе как единый организм. У нас не было ни одной аварии, ни одной поломки. Мы любили летать, жили этим, полёты были нашей общей радостью, нашим общим счастьем.

А бывало, выпустят в воздух и всю эскадрилью, командир взлетит последним и ведёт нас строем. Он любил в воздухе чистую работу, не допускал никаких 'клякс'. Я во всем старался походить на него и не был исключением среди своих товарищей. Ведь наши военлёты - народ на редкость бодрый, задорный, жизнерадостный. Все были увлечены одной мыслью - овладеть искусством пилота Красной Армии. Я почти в каждом видел отражение нашего командира.

 

Звуковая страница 3 - 'Крылья'. Фонофильм.

На главную страницу