|
|
эскадрилья набирает высоту Н.КАМАНИН, генерал-полковник авиации, герой Советского Союза. Фото Э.Евзерихина, А.Ларионова Это было в 1928 году. Мне было тогда восемнадцать лет. Как хорошо жилось! Жизнь звенела, как свежий утренний луг. С какой радостью, с какой охотой я ехал тогда на Дальний Восток. Спасск, воспетый в песнях, овеянный романтикой дальневосточных партизан, - место моей будущей службы. Стою, вытянувшись, словно врос в землю, и, приложив руку к козырьку, рапортую: - По приказу реввоенсовета младший лётчик Каманин прибыл в ваше распоряжение! Командир эскадрильи И.И.Карклин был по тем временам человеком известным. - Из документов, - сказал Карклин, - видно, что вы дисциплинированный, примерный лётчик. Надеюсь, что вы покажете себя таким, каким я ожидаю вас видеть: Помню утренние часы. Поднимаюсь довольно рано. Солнце еще не всходило. Бежишь прямо к окну. Из окна видны аэродромы. Если погода хорошая, сразу и настроение хорошее: сегодня полечу! - Ну, сынок, садись! - говорил командир звена Макаров. Он называл меня 'сынком', потому что я был самым молодым в эскадрилье.
Скоро я стал летать две тысячи километров в день без посадки (по тем
временам расстояние огромное! Теперь об этом и вспоминать-то чудно). Я
стал ходить на машине в воздухе спокойно и уверенно, как пешеход на
земле. Но пешеход свои шаги не считает, а лётчик считает каждый шаг.
Лётчик, которого несёт машина, на самом деле сам несёт машину на своих
нервах. Бывали полёты, которые я помню всю жизнь В нашей работе очень много неожиданностей, и на всё надо реагировать быстро, но спокойно. И себе и подчинённым я говорю и по сей день: - Обдумывай свои решения! Хоть долю секунды, но думай! Ведь мы - военные лётчики. Нам надо не просто уметь вести машину. Мы всегда ведём её на врага, мы защищаем родное небо. До нас, в гражданской войне, пилот был сражающимся одиночкой. А мы впервые готовились сражаться в воздухе соединениями - звеном, отрядом, эскадрильей, бригадой. Нам предстояло ходить в воздухе строем, как ходит пехота, кавалерия по земли. Каждое такое соединение должно быть слито, сплавлено в воздухе. Воспитывать пилота - занятие кропотливое. Его надо вести за руку, со ступеньки на ступеньку, чем дальше, тем больше усложняя уроки и задачи. Тысячу двести часов провёл я в воздухе, накапливая знания, спокойствие, самообладание, опыт. И вот я сам стал командиром. Получил звено из трёх самолетов. Это люди, к которым я питал особые симпатии. Молодые пилоты Зыбнев и Свиридов были способными учениками. Через год наше звено работало в воздухе как единый организм. У нас не было ни одной аварии, ни одной поломки. Мы любили летать, жили этим, полёты были нашей общей радостью, нашим общим счастьем. А бывало, выпустят в воздух и всю эскадрилью, командир взлетит последним и ведёт нас строем. Он любил в воздухе чистую работу, не допускал никаких 'клякс'. Я во всем старался походить на него и не был исключением среди своих товарищей. Ведь наши военлёты - народ на редкость бодрый, задорный, жизнерадостный. Все были увлечены одной мыслью - овладеть искусством пилота Красной Армии. Я почти в каждом видел отражение нашего командира. |
Звуковая страница 3 - 'Крылья'. Фонофильм.